Звонок.
— Алло, привет. Как жизнь? У меня просьба. Можете не идти на выборы?
— С чего это?
— Мне нужно голоса собрать.
— Я никогда не дам голос «Мечте». Ты же прекрасно знаешь, за кого мы всегда.
— Ради вас я бы на такое пошел. Просто одолжите паспорт на два дня, я сам все сделаю.
— Нет, конечно.
— Плюс 20 лари.
— Ты шутишь?
— Да ладно тебе, не из своего же кармана даю.
— Не все в этом мире продается. И больше не звони.
Этот телефонный разговор состоялся за неделю до президентских выборов между близкими родственниками. Как рассказал СОВЕ один из его участников, пожелавший сохранить анонимность, так правящая партия «Грузинская мечта» пыталась купить его голос за 20 лари.
«Координатор»
Жители Зугдиди, с которыми побеседовала СОВА, рассказали, что подобная практика сбора голосов в городе практикуется перед каждыми выборами. И на этот раз по улицам уже который день курсирует такси. Из него вальяжно выбирается крупная дама в очках. Для жителей она безымянна, но известна как «координатор».
«Ходит тут одна частенько. Я знаю, кто она, но к моему дому не подходила. В Зугдиди все друг друга знают, а им уж точно известно, чей дом по какую сторону баррикад. Поэтому мой всегда обходят стороной, не решаются. Но один раз она мне встретилась на дороге и спросила, за кого я голосую. Я ответил, что не ее это дело. А потом добавил, что мне всегда был симпатичен Миша. Ну и она, как только это услышала, тут же нырнула в свое такси и удалилась прочь. Если бы я немного поколебался, она бы и денег предложила. Но я на такое никогда не пойду. Зато сколькие соглашаются», — делится наш собеседник.
«Координатор» – это, как поговаривают в Зугдиди, представитель правящей партии «Грузинская мечта», которому поручено стучаться в двери домов и агитировать за своего кандидата. Иногда даже угрожать или предлагать деньги за голос и привлечение других голосов в поддержку «нужного» человека.
Главное оружие в руках «координатора» – список, а точнее стоп-лист. В этот локальный реестр, в первую очередь, попадают сторонники «Единого национального движения». Как правило, «координатор» обходит стороной дома фигурантов списка, так как «ловить» там нечего. Но к одной из жительниц Зугдиди, чье имя оказалось в перечне, дама все же постучалась. Как позже рассказал СОВЕ уважаемый в городе деятель культуры, «координатор» не церемонилась: «Не отдашь голос «Грузинской мечте», пожалеешь».
Привлечение голосов не самыми демократичными методами практиковалось и в прошлом. На выборах 2012 года, которые для Грузии стали переломными – «Единое национальное движение» сменила «Грузинская мечта», мажоритарный кандидат партии Бидзины Иванишвили в Зугдидском районе проиграл. Тогда «Мечта» заявляла, что ЕНД использует недобросовестные методы борьбы с конкурентами и запугивает избирателей.
Бытует мнение, что население Зугдиди традиционно за Саакашвили. Симпатизируют в этих краях и супруге экс-президента Сандре Рулофс. Ценят ее за непосредственность и знание мегрельского. Сандра в 2016 году была кандидатом в мажоритарные депутаты от «Единого национального движения», выдвигалась именно от избирательного округа Зугдиди. Но позже от депутатского мандата сама отказалась. Сандра сослалась на то, что парламентские выборы и их второй тур проходили с грубейшими нарушениями, в частности – с использованием правящей партией криминальных ресурсов и давлением на по избирателей, отдающих голос Рулофс.
Политологи от безработицы
Зугдидское общество достаточно политизировано, впрочем, как и в любом другом грузинском городе. Здесь, как и везде, и высокий уровень безработицы. Поэтому каждое утро с восьми часов местные мужчины собираются на так называемой «бирже». Это место встречи людей, которым нечем заняться в течение дня.
Сегодня опять такой день. Мужчины возбужденно обсуждают итоги прошлого вечера по главным теленовостям. Разговоры всегда громкие, эмоциональные:
«Чем тебе Миша не угодил?! При нем ты прекрасно работал, это при Иванишвили ты остался ни с чем и есть стало нечего!»
На этой улице «вечно недовольных» 28-го октября открывается избирательный участок. Он расположится в частном доме. Слова «частный» и «выборы» в одном контексте звучат несколько странно. Ведь у каждого хозяина такого дома могут быть свои взгляды на жизнь и интересы, которые, как показывает практика, несложно купить.
Некоторые граждане по этому поводу высказывают сомнения: «Это очень плохо, что выборы проходят в частных домах. Велика вероятность, что сфальсифицировать их будет легче. Я не доверяю этой практике», — переживает жительница города, которой придется голосовать на одном из таких участков.
Мы решили поинтересоваться, почему выборы проводятся в домах, и обратились к ответственным лицам. Но они, кажется, сами не могут разобраться, кто несет ответственность за избирательные участки. В ЦИКе нам подтвердили: чтобы проголосовать за президента, некоторым действительно придется идти к кому-то в гости. К примеру, выяснилось, что избирательный участок №20 перенесен в частный дом в связи с закрытием близлежащей школы на ремонт. И это правда. Но также выясняется, что в Зугдиди в качестве избирательных участков зарегистрировано еще 22 частных дома и 3 территории, находящиеся в частной собственности.
Но неужели в преддверии выборов сразу 25 госучреждений закрылись на ремонт? В поисках ответа нам посоветовали идти в местный муниципалитет, где молодая девушка несколько растерянно сказала: «Мы не можем вам ответить, обратитесь в пресс-службу правящей партии». В партии власти заверяют: к ним это не имеет никакого отношения, и вновь советуют обратиться в ЦИК. Круг замкнулся.
Источник в Зугдиди рассказал нам, что недвижимость под выборы сдается в аренду за 400 лари. И, как правило, это дома тех, кто симпатизирует правящей партии. Помещения, где можно организовать голосование, часто советуют «координаторы» и агитаторы. Если просматривать список избирательных участков в масштабах всей Грузии, очевиден факт, что Зугдиди – лидирует с большим отрывом по использованию частного жилого сектора. Если для высокогорной Сванети, где госучреждений априори мало, устраивать выборы в доме – вполне логично, то для такого крупного города, как Зугдиди, который, казалось бы, не испытывает дефицита в муниципальных зданиях, этот факт настораживает.
Агитатор Нармания
За четыре дня до выборов во Дворце молодежи Зугдиди проходит агитационная встреча сторонников Саломе Зурабишвили с представителями культуры и спорта. За посещаемость отвечают отдельные люди. Собеседнику СОВЫ, который выше был упомянут как деятель культуры, тоже поручили подогнать на мероприятие 15 человек.
Встречу ведет поэтесса Лия Нароушвили. Рассказывает о независимом кандидате, поддержанном «Грузинской мечтой», будто читает поэму: «Она [Саломе Зурабишвили] прошла тернистый путь, золотыми буквами вписала в историю вывод [российских] баз из Грузии. 28 числа мы должны прислушаться к своей совести и убедиться, что только она достойна стать президентом нашей страны».
На сцену выходят исполняющий обязанности мэра Зугдиди, актер Бесо Беруашвили, а также бывший мэр Тбилиси Давид Нармания. Своей долгой монотонной речью столичный экс-градоначальник многих утомил. Некоторые даже начали дремать.
За два дня до выборов в Зугдиди – более чем мирно и спокойно. Только на рынке – привычная суматоха. Из нового лишь то, что из-за прилавка с лимонами теперь выглядывают плакаты с портретами кандидатов в президенты. И кто знает, может быть на глазах у потенциальных президентов кто-то покупает лимоны за деньги, полученные за свой голос.