Еще одна работа знаменитого грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани выставлена на торги на аукционе Sotheby’s. Цена картины «Грузинка в лечаки» (лечаки – деталь грузинского женского головного убора, — прим. СОВЫ) – 500 000-700 000 фунтов стерлингов.
Полотно включено в категорию русской живописи, поскольку на сайте аукционного дома Sotheby’s направление грузинского искусства отдельно не представлено. Тем не менее, в тексте указано, что Пиросмани – грузинский художник.
«Подход Пиросмани к живописи был захватывающим, потому что он расширил границы того, что считалось «приемлемым» искусством. Пиросмани неизбежно навлекал на себя насмешки консервативных критиков, которые издевались над его неспособностью правильно рисовать».
Аукционный дом Sotheby’s
Ранее холст находился в частных коллекциях. Его первым владельцем на Западе был выдающийся австрийский поэт и драматург Стефан Цвейг. Тот приобрел картину Пиросмани во время поездки в Советский Союз в 1928 году.
«Пиросмани жил бедно, зарабатывая оформлением вывесок магазинов и часто получая вместо денег еду и напитки. Он, как правило, рисовал непосредственно на материале, который был ему доступен, например, скатертях, принадлежащих заведениям».
Аукционный дом Sotheby’s
Как сообщает Sotheby’s, приехав в Москву на мероприятия, приуроченные к 100-летию со дня рождения Льва Толстова, Цвейг посетил Третьяковскую галерею, где, вероятно, впервые и познакомился с творчеством знаменитого грузинского самоучки. Позже он заявлял, что Пиросмани станет «истинным открытием для Европы» и прозвал художника «великим Пиро».
«В то время как его работы стали привлекать внимание, Пиросмани ушел в безвестность. Это только подогрело атмосферу тайны, которая окутала его имя после смерти в Тбилиси в 1918 году».
Аукционный дом Sotheby’s
Именно в той поездке Цвейг и приобрел картину «Грузинка в лечаки», которая вскоре стала его любимой. Полотно висело в доме Цвейга в Зальцбурге вплоть до его эмиграции из Австрии в 1934 году.
«Его неискушенная эстетика вдохновила поколение грузинских и русских художников, которые стремились освободиться от академической стагнации традиционных школ искусства».
Аукционный дом Sotheby’s
В 1942-м поэт скончался, а примерно через 10 лет его первая жена Фридерика Мария Цвейг подарила работу Пиросмани другу семьи – доктору Гарри Зону, а тот, в свою очередь, в 1981 году пожертвовал холст Комнате Цвейга в библиотеке Государственного университета Нью-Йорка во Фредонии. Там картина оставалась вплоть до выставления на торги.