«Лазейки на Кавказе: провал санкций ЕС». Расследование под таким названием немецкое издание Deutsche Welle (DW) опубликовало 1 июля. Съемочная группа во главе с журналистом Миодрагом Соричем отправилась в Грузию, которую западные партнеры неоднократно называли «черной дырой» по обходу антироссийских санкций. Журналисты решили проверить на месте, действительно ли после введения ограничений против РФ туда продолжают поступать большие объемы экспорта через такие страны, как Грузия.
В ответ на вторжение России в Украину Евросоюз ввел санкции против Москвы. Однако вскоре стали появляться данные о том, что в РФ поступают товары двойного назначения, которые можно использовать и в военных целях – от микроэлектроники до автомобильных запчастей. Чтобы узнать, как такое может происходить в условиях санкций, команда DW отправилась в Грузию, которая, несмотря на растущее давление извне и отсутствие дипломатических отношений с Москвой, продолжает развивать свои торгово-экономические отношения.
За сбором улик журналист Миодраг Сорич первым делом отправился к линии оккупации, на мост Ингури, разделяющий Абхазию от остальной Грузии. Там один за другим микроавтобусы преодолевали «пограничный контроль», останавливаясь для привычного досмотра. Но лишь один мусоровоз зеленого цвета проходил через КПП вне всякого контроля. В течение последующих нескольких часов грузовой автомобиль продолжал ездить в обе стороны каждые десять минут.
«Здесь в основном проверяют обычные грузовики, а вот на контрабандистов закрывают глаза», – заявила сопровождавшая съемочную группу член Зугдидского горсовета Дарико Аркания.
Территория Абхазии де-юре входит в состав Грузии, но с 90-х годов де-факто находится под контролем России. В контексте санкций это означает, что все провозимое в Абхазию, может попадать в Россию. Именно поэтому разделительная линия так важна в этом процессе.
«Мы можем увидеть, как в Россию направляются товары. Мы можем видеть, какого типа это товары, сколько их штук и сколько килограммов. А потом мы находим некоторые из них в России. Например, дроны с камерой, экспортированные из западных стран были найдены в России. Поэтому очевидно, что западные товары направляются в Россию в обход санкций», – говорит норвежский экономист Эрлин Больмен Бьертвед.
Транзит через Абхазию: бросится ли Грузия в экономические объятия России
Грузинские власти настаивают, что делают все необходимое для контроля подсанкционные товаров и компаний. Но оппоненты утверждают: в Грузии нет законодательной базы и регуляций, которые позволили бы защищать страну от риска превратиться в ту самую «черную дыру». Если нет правовой базы, значит нет и риска нарушений. Именно поэтому, согласно норвежскому экономисту, экспорт товаров в Россию или облегчение экспорта товаров не является незаконным деянием для Грузии. И это, по его словам, ведет к формированию «серой зоны», в которой торговля санкционированными продуктами в конечном итоге остается безнаказанной.
Помимо оккупированных территорий, среди подозрительных маршрутов в сюжете описывается вероятный экспорт товаров из Грузии в Россию через Азербайджан, Кыргызстан и Армению. По словам директора Центра исследования транспортных коридоров Пааты Цагареишвили, грузинский маршрут используется для транзитных потоков, которые отправляются из ЕС в третьи страны, а оттуда уже в Россию.
«Начиная с января 2023 года The New York Times в дипломатической форме, но все же писало, что существуют определенные грузопотоки. Это была подоплека для третьих стран, что такие грузопотоки отправляются через коридор. Европейский банк реконструкции и развития в своем исследовании уже четко определили те грузопотоки, которые пролегают и проходят через Грузию. Это было импульсом и сигналом, что существуют определенные объемы потоков, которые проходят вдоль транспортного коридора. На основе этих намеков наше НПО начало исследование конкретных грузопотоков, которые проходят через коридор Грузия-Армения», – говорит Цагареишвили и приводит конкретные цифры.
В 2022 году, согласно исследованию Центра, из Грузии в Армению поток экспорта вырос в 2,3 раза по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. 69% реэкспорта Армении приходилось на Грузию.
«Такого скачкообразного наплыва грузопотока в экономике не существует. В этом отношении возникает вопрос: какие грузопотоки идут?».
Эксперт также подчеркивает, что экспорт из Грузии в Казахстан вырос в 2,5 раза. Экспортный потенциал из России в Армению вырос в 2,9 раз. Это, по словам эксперта, говорит о том, что Грузия экспортирует в Армению, а Армения обратно через грузинские территории отправляет товары в Россию.
Впрочем, сами запрещенные товары попали в расширенный 11-й пакет санкций ЕС, который был принят в июне 2023 года. Отныне запрещенная к ввозу в Россию западными странами электротехника оказалась в списке импорта и экспорта Грузии за январь-май 2023 года, согласно данным Национальной службы статистики Грузии («Сакстат»). В перечень вошли электронные схемы, процессоры, блоки обработки цифровой информации, приборы для авиационной или космической навигации, радионавигационное оборудование, оборудование для передачи и приема звуковой, изобразительной или другой информации.
Согласно ЕС, все 38 наименований электронных товаров из списка, предположительно, могут быть использованы Россией на поле боя в Украине. В том числе для крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов и вертолетов.
По данным «Сакстата» за январь-май 2023 года, маршруты грузинского экспорта указанной продукции включают главным образом Армению, Азербайджан, Казахстан, ОАЭ, Туркменистан, Узбекистан. Прибывший недавно в Тбилиси глава Офиса по координации санкций Госдепа США Джим О’Брайен почти все эти страны назвал представляющими проблему с точки зрения помощи Москве в уклонении от санкций. Самой России же в списке экспортных поставок Грузии нет.
Еще один западный посланник, посетивший в конце июня Грузию в составе «санкционной тройки», предупредил: контроль будет усилен. Спецпредставитель Евросоюза Дэвид О’Салливан заявил в Тбилиси, что в ближайшие месяцы продукция из списка с 38 наименованиями будет находиться под пристальным вниманием. Особенно на фоне увеличения транзита электронных товаров через Грузию в Россию.
Копипаст духовных скреп: как власти Грузии повторяют российские нарративы
Впрочем, правительство Грузии всячески отрицает участие в схемах обхода санкций и уверяет: все грузы тщательно контролируются. Согласно заявлению премьер-министра Ираклия Гарибашвили, министерство финансов выявило 1300 случаев продажи подсанкционной продукции.
«Мы помогаем нашим европейским друзьям предотвращать незаконную продажу и отгрузку подсанкционной продукции. Поэтому мы абсолютно прозрачны в этом процессе. У нас нет вопросов без ответов, на все вопросы есть ответы. Мы абсолютно прозрачны. Со всей ответственностью заявляю: нам не было представлено никаких фактов того, что Грузия помогла кому-то избежать каких-либо санкций», – заявил глава грузинского правительства.
Но расследование DW показывает, что лазейки все же есть. К примеру, съемочная группа, отправившись на автомобильный рынок в Грузии, договорилась с дилером об отправке в Россию дорогого автомобиля «Мерседес». В то время как ввоз таких машин в Россию был запрещен еще в начале войны, поскольку, как утверждают эксперты, она использует их и на поле боя в Украине.
Кроме того, западные санкции призваны остановить поставки российской нефти по морю. Но в сюжете DW секретарь антикоррупционного направления «Единого национального движения» Вато Урушадзе говорит: есть доказательства, что сырье из России находится в грузинском порту в Поти.
«В реальности здесь – база «Роснефти». Нефтепродукты из России доставляются сюда. Затем документы подменяются, чтобы скрыть происхождение, а потом отправляются в третьи страны», – говорит Урушадзе.
Сюжет DW завершается походом непосредственно к КПП «Верхний Ларс». Там, как выразился и. о. руководителя Федеральной таможенной службы России Руслану Давыдову, «осуществляется прорыв экономической блокады», которую Москве устроили страны Европы. Количество грузовиков на пути к российской границе вызвали у съемочной группы подозрения. Журналист спросил у водителей грузовиков, проводятся ли проверки после введения западных санкций.
«Ничего не поменялось», – один за другим отвечали дальнобойщики корреспонденту DW.
Но, учтивая все эти подозрения, почему санкции до сих пор не коснулись Тбилиси? На данном этапе власти Грузии формально не нарушают режим западных санкций, но подозрения, высказываемые как оппонентами правящей партии внутри страны, так и политическими лидерами, и СМИ за рубежом, не улетучиваются. Корреспондент европейского отделения Радио Свобода Рикарда Йозвиак в своей статье пишет, почему ЕС не решается вводить санкции против третьих стран, которые могут теоретически помогать России обходить санкции Евросоюза. В частности, против Грузии.
Приняв 23 июня 11 пакет санкций, пишет журналист, ЕС оставил за собой механизм для реагирования на действия третьих стран, которые могут помогать России обходить санкции. Эта «графа» в документе пока пуста, отмечает Йозвиак. Но в будущем такой инструмент поможет Брюсселю составить список товаров, производимых странами Евросоюза, которые теоретически могут попасть в Россию через третьи страны. Это также позволит создать реестр третьих стран, импорт которых из ЕС будет ограничен.
По словам корреспондента, визиты спецпредставителя ЕС по санкциям Дэвида О’Салливана в страны Центральной Азии, Армению и Грузию были совершены как раз с целью сообщить руководствам этих государств, что предметы (или их части), импортированные из ЕС, были обнаружены в российской военной технике, которую Москва использует в войне в Украине. И что Евросоюз прощать этого не будет.
«Высокопоставленный чиновник ЕС, знакомый с этим вопросом, пожелавший остаться анонимным, сказал мне: «Мы знаем, что санкции обходят. Посмотрите, куда направляется с визитом специальный представитель. Свидетельства того, что что-то действительно происходит, есть», — пишет Рикард Йозвиак.
Журналист считает, что в случае подтверждения фактов обхода санкций, реестр останется пустым, поскольку, как отмечают его собеседники, включение в «черный список» – это «последний этап, к которому прибегают только тогда, когда все другие пути исчерпаны». А под «другими путями» подразумевается интенсивная дипломатия. Механизм для реагирования на действия третьих стран был создан как инструмент запугивания – специально для О’Салливана, чтобы тот мог дать понять руководствам этих государств даже не пытаться помогать РФ обходить санкции. Такая «нерешительность» ЕС объясняется тем, что Брюссель не хочет оставлять эти страны «в объятьях» России и Китая. Но кроме того, чтобы внести страну в реестр, необходимо согласие всех 27 стран-членов Евросоюза, «а этого «консенсуса», по словам Йозвиака, будет очень трудно добиться.