В отношениях России и Украины наступил аналог «карибского кризиса». Две страны, давно считающие друг друга врагами, теперь оказались на грани открытого вооруженного конфликта. И втянуты в него могут быть другие геополитические игроки. Но является ли кризис в Азовском море исключительно геополитическим? И используют ли Москва и Киев инцидент в Керченском проливе в своих внутриполитических целях? Предлагаем мнение эксперта по международным отношениям Торнике Шарашенидзе, подготовленное специально для СОВЫ.
События в Керченском проливе застали Грузию в самый разгар президентских выборов. Хотя последние несколько недель все шло к этому конфликту, в Грузии почти не обращали внимания на события в мире, поэтому столкновение в Черном море стало для наших граждан, как ни странно, совсем уж сюрпризом.
С разобщенной и коррумпированной политической элитой Украине будет очень трудно дать достойный отпор агрессии.
Внутриполитический контекст этого конфликта прочитывается совершенно ясно: рейтинг Путина упал ниже уровня, предшествовавшего эпохе «Крым наш», и с этим нужно что-то делать. Сопротивления и проблем со стороны Киева Москва не слишком опасается. Пример Дебальцева все еще красноречиво говорит о преимуществах российских вооруженных сил над украинскими. Даже если отложить в сторону чисто военный аспект противостояния и посмотреть на дипломатические и политические моменты, то и тут Москве почти нечего опасаться. Ведь Украина так и не осмелилась разорвать дипломатические отношения с Россией (тут стоит вспомнить пример Грузии, которая сразу после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии выслала российских дипломатов). С такой разобщенной и коррумпированной политической элитой Украине будет очень трудно дать достойный отпор агрессии. Конечно, Киев не совсем один, за ним Запад. Но насколько далеко пойдет Запад? Санкции он уже почти исчерпал. Меркель – неформальный лидер Европы, благодаря которой Евросоюзу удалось сплотиться против путинской политики – скоро уходит, и на новое противостояние с Москвой Запад не потянет.
Да и как далеко можно зайти ради Украины, которой управляют такие власти? Тут, кстати, стоит вспомнить, что в Украине через несколько месяцев тоже выборы, и, следовательно, нельзя исключать, что внутриполитические расчеты со стороны Порошенко тоже играют свою роль – во всяком случае, на Западе могут закрасться такие подозрения.
Ведь сегодня проблемы с рейтингом испытывает не только Путин, но и сам Порошенко. В Украине на носу президентские выборы, а шансы действующего главы государства на победу оцениваются как минимальные. Если перед президентской гонкой 2014 года его поддерживало порядка 50% украинцев, то сегодня популярность Петра Порошенко не просто рухнула – он побил и рекорд антирейтинга – по результатам опроса трех социологических групп, 50% граждан заявили, что не намерены голосовать за действующего президента.
В Москве не очень верят, что ради Украины НАТО пойдет на военное противостояние с Россией
Так стоит ли ожидать каких-либо силовых шагов со стороны Запада, наблюдая за военными кораблями натовских стран в Черном море? Конечно, такое присутствие для Москвы очень неприятно, но там, наверное, не очень верят, что ради Украины НАТО пойдет на военное противостояние с Россией. В XIX веке Россия позорно проиграла войну на Черном море. Тогда военные корабли западных держав не могли заходить в акваторию, поскольку в мирное время проливы были закрыты – во время Крымской войны (конечно, об этом и идет речь) они вошли, потому что Россия была вовлечена в конфликте с Турцией – хозяйкой проливов. Сейчас Босфор и Дарданеллы открыты, и натовские корабли могут заходить в Черное море в любое время. Россия и сегодня на море гораздо слабее Запада. И если дело ограничится морским сражением, то она, конечно, опять проиграет. Но в том-то и дело, что ограничить конфликт будет не так просто – Россия теперь ядерная держава. Так что этот кризис можно будет переждать. А тем временем российский коллективный «Первый канал» поднимет новую патриотическую истерию, а вместе с ней и рейтинг Владимира Путина.
А что Грузия? Ровным счетом ничего. При нынешних властях в отношении российско-украинского конфликта Грузия ведет себя тише воды и ниже травы. Так что каких-либо резких телодвижений со стороны официального Тбилиси ждать не стоит. Тем более что скоро – второй тур президентских выборов, который власти сами превратили в референдум доверия, расценивая поражение как конец Света. А ведь очередная российская выходка сейчас играет, скорее всего, на руку партии Саакашвили: мол, вот, Россия – агрессор, как мы и говорили, и всякие обвинения в адрес грузинских властей в связи с событиями августа 2008 года (как это делает кандидат, поддержанный властями) – это предательство!