Судьи Конституционного суда (КС), которые проголосовали против импичмента президенту Саломе Зурабишвили, заявили, что Конституция Грузии не предусматривает увольнение президента по «утрате доверия».
Три судьи — Ирина Имерлишвили, Георгий Кверенчхиладзе и Теймураз Тугуши — заявили, что своим решением КС создает формальную и правовую основу для политических взглядов, по которым президент Грузии может быть отстранен от должности на основании нарушения Конституции только потому, что ему «не доверяют».
Кроме того, по мнению авторов несогласия, авторы конституционного представления и представители правительства Грузии даже не указывают на то, что три визита или какие-либо действия, осуществленные президентом Грузии, нанесли ущерб процессу реализации внешней политики правительством Грузии.
«Во время осуществления международных отношений все конституционные институты, включая президента Грузии, обязаны поддерживать правительство Грузии в проведении внешней политики и своими действиями не наносить ущерба внешнеполитическим целям, которых правительство стремится достичь в соответствии с той или иной стратегией.
Мы разделяем позицию наших коллег о том, что в международных отношениях президент должен стараться действовать с политической осмотрительностью, чтобы согласовывать свои политические заявления с правительством и не восприниматься иначе, чем позиция правительства.
Наши коллеги, по сути, правильно интерпретируют баланс распределения полномочий между президентом Грузии и правительством Грузии в соответствии с Конституцией Грузии, когда они указывают на церемониальную роль президента Грузии как главы государства и рассматривают правительство Грузии как орган, выполняющий функцию определения и реализации внешнеполитической стратегии.
Мы также разделяем мнение о том, что президент Грузии может нанести ущерб внешней политике правительства Грузии своими действиями за пределами страны. Однако ни авторы материалов, ни наши коллеги не указывают на то, что президент Грузии каким-либо образом нанесла ущерб или воспрепятствовала осуществлению внешней политики правительства Грузии противоречивыми визитами и/или мнениями, высказанными в рамках этих визитов.
Конституционный суд: нельзя оправдать нарушение нормы соблюдением другой
<> В деле нет доказательств того, что президент Грузии озвучивала сообщения, противоречащие внешней политике правительства Грузии, и/или говорила о вопросах, выходящих за рамки его церемониальной роли главы государства, и/или предпринимала действия, наносящие ущерб внешней политике правительства из Грузии.
<> В настоящем деле не представлено никаких доказательств вмешательства правительства в реализацию внешней политики президентом Грузии. Более того, авторы конституционных представлений и представители правительства Грузии даже не указывают на то, что эти три визита или какие-либо действия, осуществленные президентом Грузии в их рамках, нанесли ущерб процессу реализации внешней политики правительством Грузии и/или противоречили определенным принципам внешней политики.
Таким образом, доказательства, представленные в деле, не указывают на то, что внешняя политика грузинского правительства была подорвана действиями президента Грузии.
Согласие наших коллег на отставку президента Грузии фактически дано на том основании, что она может помешать осуществлению внешней политики правительством Грузии в будущем. В результате Конституционный суд Грузии создает формальную и правовую основу для политических взглядов, согласно которым президент Грузии на основании нарушения Конституции может быть отстранен от должности, поскольку ему «не доверяют».
Мы считаем, что Конституция Грузии не предусматривает увольнения президента Грузии в связи с утратой доверия к нему со стороны других ветвей власти.
Инициаторы импичмента и Конституционный суд Грузии должны отреагировать на уже имевшие место факты и дать оценку действиям президента Грузии, противоречащим Конституции Грузии, только в том случае, если он/она выходит за рамки своих полномочий, действуя в рамках своих полномочий, нарушает компетенцию правительства или другие конституционные нормы. В настоящем деле существование любого из вышеперечисленных случаев явно не подчеркивалось.
Основываясь на всем вышеизложенном, мы считаем, что представленные в деле доказательства не свидетельствуют о том, что, совершая спорные визиты, президент Грузии вышла за рамки своих полномочий и/или своими собственными действиями помешала правительству Грузии осуществлять свою внешнюю политику.
Таким образом, представленные в деле доказательства не являются основанием для того, чтобы президент Грузии действовал вопреки Конституции Грузии», — говорится в документе.
Отметим, эту позицию не разделили 6 судей Конституционного суда Грузии. Они, напротив, заявили, что Саломе Зурабишвили нарушила основной закон страны — Конституцию.