«Экономический путь» из России в Грузию: транзит через Сухуми и Цхинвали ради обхода санкций? - SOVA
политика

«Экономический путь» из России в Грузию: транзит через Сухуми и Цхинвали ради обхода санкций?

В Москве все чаще говорят о возможном восстановлении автомобильного и железнодорожного сообщения с Тбилиси через территории оккупированных Абхазии и Южной Осетии. На этом фоне в Цхинвали прозвучало предложение «открыть экономическую дорогу в Грузию». Ранее аналогичные инициативы озвучилвали и в Сухуми – о возможном восстановлении железнодорожного транзита через Абхазию говорил де-факто президент Аслан Бжания. Впрочем, считают эксперты, такой интерес может быть вызван возможным обходом Москвой западных санкций.

«Цхинвальский маршрут»

С предложением «открыть экономическую дорогу в Грузию» выступил депутат самопровозглашенной Южной Осетии от Ахалгорского района Заза Дриаев. Он заявил об этом 27 октября во время дискуссии на заседании сессии местного парламента.

«Я надеюсь, что многие из моих коллег поддержат меня, многие, может, скажут, что это неправильно, но я озвучу. Почему бы не открыть экономически дорогу в Грузию, если уж мы открыли на 10 дней, чтобы граждане в Ленингорском (Ахалгорском) районе могли выезжать в медучреждения и имели возможность видеть своих родственников? У нас есть таможня, есть погранслужба, это и доход в бюджет, это и продукты, овощи и фрукты».

В свою очередь де-факто депутат Алан Техов отметил, что на данный момент этого категорически делать нельзя.

«Мы делаем обращение к России, и там написано, что товары, привозимые с РФ для личного потребления, и если мы откроем дорогу, то это уже для России «черная дыра». И вопрос открытия дороги в Грузию сегодня неактуален», — заявил он.

Депутат Ацамаз Касаев поднял вопрос по поводу прошедшего недавно во Владикавказе круглого стола Российско-грузинского делового совета, на котором прозвучала инициатива об открытии сообщения через Южную Осетию. Касаев поинтересовался отсутствием реакции «властей».

«У официального Цхинвала не было никакого заявления относительно этого вопроса. И если мы независимая республика и такие вопросы обсуждают без нашего участия, то и реакция на такие заявления должна быть адекватной».

[áмбави] Черный ход России: грозят ли Грузии санкции ЕС

Де-факто вице-спикер парламента Петр Гассиев пояснил, что имела место частная инициатива.

«Это общественная организация, и они могут говорить все, что хотят, и приглашать кого-то или нет – их дело. А вот если бы это были представители государств, то понятное дело, надо было реагировать соответствующим образом и идти туда».

Российско-грузинский деловой совет был создан при Торгово-промышленной палате РФ в феврале 2023 года. Его цель – создание новых возможностей для укрепления экономических отношений между Москвой и Тбилиси. В сентябре во Владикавказе прошло его четвертое заседание. В нем приняли участие вице-президент Торгово-промышленной палаты России Владимир Падалко, председатель делового совета Юрий Балашов и глава Грузинской диаспоры России Давид Цецхладзе.

По информации местных СМИ, на встрече обсуждали автомобильные, морские, а также железнодорожные перевозки, инвестиции, вопросы снижения цен на авиабилеты между Москвой и Тбилиси. Кроме того, делегация посетила КПП «Верхний Ларс» на границе России с Грузией. На этом же заседании было вынесено предложение об открытии дороги через самопровозглашенную Южную Осетию по Транскавказской автомагистрали, участники вспомнили времена Эргнетского рынка. Они также подчеркнули экономические выгоды этого пути: регион из тупикового превращается в транзитный.

Транскавказская автомагистраль или Транскам – единственная круглогодичная дорога, соединяющая Северную и Южную Осетию, а также один из самых коротких путей из европейской части России на Южный Кавказ, в Турцию и Иран. До 2003 года по Транскаму осуществлялось грузовое сообщение также с Арменией и другими странами региона. Транзит грузов был закрыт в июне 2004-го – одновременно с закрытием рынка в селе Эргнети. А после войны 2008 года административная граница была закрыта полностью.

В 2019-м было объявлено о начале ремонтных работ на участке с 36-го по 59-й километр Транскама. По оценкам экспертов, проектная пропускная способность автотрассы могла бы составить 3,5 тысячи машин в сутки. В то время как Военно-Грузинская дорога на сегодняшний день способна пропускать около 800 автомобилей в сутки. Кроме того, серьезным недостатком этого маршрута является частый сход селей и лавин в осенне-зимний период.

Как отмечает конфликтолог Паата Закареишвили, тема транзита через Южную Осетию обсуждается с тех пор, как Россия и Грузия в 2011 году подписали соглашение о механизмах таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами. Но из этого, по его словам, пока мало что получается. Единственное до чего за это время удалось договориться – это то, что мониторинг грузов будет осуществлять швейцарская компания Société Générale de Surveillance SA (SGS).

«Эта тема постоянно более или менее регулярно обсуждается после 2010 года, когда был подписан договор между Россией и Грузией. Через Цхинвалский регион и Абхазию по этому договору на бумаге создавались коридоры и через эти коридоры могли бы передвигаться товары между Россией и Грузией. С тех пор этот вопрос постоянно поднимается, как только что-то происходит. Сейчас он обсуждается в концепции обхода санкций против России через Турцию и другие страны, так как пошло больше товаров, и машины стоят в очередях на «Верхнем Ларсе».

«Системный» сбой: почему США ввели санкции против российской «Системы» и при чем тут Грузия

Не только через Южную Осетию

О разблокировании транспортных коммуникаций ранее говорили и в Сухуми. Лидер самопровозглашенной Абхазии Аслан Бжания комментировал возможное начало железнодорожного транзита через регион. Он ссылался на предложение президента России Владимира Путина создать «бесшовный» транзит от Ирана до Дальнего Востока. Бжания в этой связи отмечал, что Абхазия «может войти в этот путь» и интегрироваться в эту историю, если Грузия проявит в этом заинтересованность. Де-факто лидер также рассказал, что не так давно в самопровозглашенной республике находилась группа специалистов РЖД, которые исследовали восточный участок Абхазской железной дороги:

«После работы этой комиссии идут расчеты, во что это может обойтись. Это комплекс вопросов политических и экономических. Для того чтобы международный транзит осуществлялся через Абхазию, нужно, чтобы эти вопросы были отрегулированы»:.

Возможное восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию в рамках маршрута «Шелкового пути» в мае этого года комментировал и президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

«Это, среди прочего, позволит заключать долгосрочные контракты на поставки газа и нефти по стабильным и предсказуемым ценам».

Он добавил, что железнодорожный транзит позволит разгрузить пограничный переход «Верхний Ларс» и уменьшит стоимость доставляемых грузов, увеличив их объем.

ЕС или назад в СНГ: готовит ли Москва новые форматы Грузии

Впрочем, по мнению Пааты Закареишвили, железнодорожный транзит через Абхазию – еще более мифический проект, чем дорога через Цхинвали.

«Чтобы восстановить железнодорожное сообщение, необходимо подписать договор между Россией и Грузией, как минимум такой же договор как был подписан в 2010 году по автомобильному сообщению. Но там дорога есть, все работает, надо просто поднять шлагбаум. И несмотря на это, этот проект не работает. С железной дорогой же дела обстоят намного сложнее. Там просто нет железнодорожного полотна. Его нужно восстанавливать. И самое главное – железнодорожный мост. Старый надо убирать, он никуда не годится. На его месте надо построить новый мост. Но для этого, соответственно, должен быть договор между Грузией и Россией о том, как будут строить эту дорогу. А Грузия в этом пока не заинтересована».

В июне этого года премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили опроверг информацию о возможном запуске железнодорожного сообщения: «Речь идет о введении в заблуждение общественности о том, что ведутся тайные переговоры о восстановлении Абхазской железной дороги. Я с ответственностью заявляю, что никаких переговоров по этому вопросу не ведется». Премьер добавил, что восстановление сообщения через Абхазию возможно лишь в случае объединения страны.

Возможный обход санкций

После начала полномасштабной войны в Украине и введения США и Европой санкций против Москвы, у России резко возрос интерес к грузинским транзитным возможностям. В августе об этом в интервью ТАСС, в частности, заявил директор четвертого департамента стран СНГ МИД РФ Денис Гончар.

«Проблематика транзитного сообщения между Россией и Арменией через Абхазию, Южную Осетию и Грузию периодически обсуждается нами в контактах с Ереваном с учетом его объективной заинтересованности в открытии дополнительных транспортных коридоров, которые соединили бы наши страны наряду с Военно-Грузинской дорогой. Убеждены, что это способствовало бы раскрытию транспортно-логистического и транзитного потенциала региона и работало бы на интересы всех стран Южного Кавказа. Считаем, что решение этого вопроса вполне достижимо, если все заинтересованные стороны будут руководствоваться прагматическими интересами и учитывать существующие в регионе реалии».

«Мы договорились с господином Гарибашвили»: об отношениях без дипотношений между Грузией и Россией

Между тем, еще весной 2022-го Минобороны Украины заявило, что Россия устанавливает контрабандный маршрут через Грузию. В Киеве утверждали, что политическое руководство в Тбилиси договорилось с Москвой о транзите подсанкционной продукции. Правительство Грузии обвинения отвергало.

С тех пор о попытках России использовать Грузию как «черный ход» неоднократно писали международные СМИ. К примеру, издание The New York Times писало, что за первые шесть месяцев 2022 года товарооборот между Грузией и Россией увеличился в три раза. Согласно последним же данным Национальной службы статистики Грузии («Сакстат»), в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года товарооборот Грузии с Россией увеличился еще на 32% и составил 1,3 млрд долларов.

В июле этого года бывший посол США в Москве и координатор созданной президентом Украины группы по санкциям в отношении России Майкл Макфол заявил, что есть веские доказательства того, что грузинские частные лица и организации помогают Кремлю обходить санкции.

«На этом этапе я могу сообщить вам следующее: наша группа действительно обсуждала конкретных лиц и организации из Грузии, в отношении которых мы думаем ввести санкции. Так что ждите развития событий – мы опубликуем новые документы в течение лета. У нас есть достаточно веские доказательства, указывающие на то, что они помогают России обходить санкции или, так сказать, «срезать путь», и мы хотим пролить свет на это. Мы еще не приняли окончательного решения, и поэтому я проявляю осторожность», — заявил Макфол.

По мнению некоторых экспертов, новые предложения, касающиеся альтернативных маршрутов торговли, следует рассматривать именно в контексте санкций – Москва зондирует почву в поисках путей обхода международных ограничений. Впрочем, по мнению конфликтолога Пааты Закареишвили, у проекта «экономической дороги» через Цхинвали, как и у железнодорожного полотна через Сухуми пока нет никаких перспектив. В Тбилиси, по его словам, это вообще не обсуждается.

«Для грузинских властей это абсолютно нерелеватно. Они считают, что дороги, которая проходит через Ларс, достаточно, чтобы пропускать грузы».

Тем более, что в начале 2021 года Грузия приступила к строительству дороги Квешети-Коби, которая значительно срезает магистраль, сокращая путь из России в Грузию. Проект включает строительство 22,7 километров дороги, шести мостов и пяти тоннелей, в том числе девятикилометрового под Крестовым перевалом. Планировалось, что строительство завершится уже к концу 2023 года.

[áмбави] «Бескровная аннексия»: почему в Грузии насаждают лояльность к России