Венецианская комиссия (ВК) опубликовала отчет, в котором говорится о том, что Антикоррупционное бюро имеет недостаточную степень независимости. Отмечается, что компетенции бюро по отслеживанию финансирования политических партий и мониторинга деклараций об имуществе и интересах высокопоставленных должностных лиц требуют дополнительных гарантий в законе.
Комиссия сообщает, что ответ дан на запрос спикера парламента Грузии Шалвы Папуашвили от 22 сентября 2023 года по поводу положений Антикоррупционного бюро закона о борьбе с коррупцией.
Венецианская комиссия говорит о разных «положительных чертах новых положений закона» — приветствуется то, что Антикоррупционное бюро создано как отдельная структура с высокой степенью финансовой независимости.
«Но институциональный проект не предусматривает достаточной степени независимости Антикоррупционного бюро и <комиссия> считает, что его полномочия в отношении надзора за финансированием политических партий и мониторинга деклараций об имуществе и интересах высокопоставленных должностных лиц требуют дополнительных гарантий в законе», — сказано в заключении ВК.
Особенно проблематичным для Комиссии является тот факт, что назначение и увольнение главы Антикоррупционного бюро в значительной степени находится в руках премьер-министра.
Венецианская комиссия рекомендует Грузии:
- внести в закон поправки, требующие поддержки многих партий для того, чтобы назначить руководителя бюро;
- назначения руководителя бюро или квалифицированным большинством многих партий парламента, или с помощью соответствующего механизма предотвращения тупиковых ситуаций (который требует большего, чем обычно, большинства). «Или с помощью соответствующей альтернативы, отражающей широкое многопартийное соглашение в парламенте (например, двойным большинством, и любое решение о досрочном прекращении его полномочий будет приниматься парламентом, а не премьер-министром».
Также Венецианская комиссия рекомендует внести дополнительные поправки в закон по поводу оснований для увольнения руководителя бюро.
«В частности, ограничить основания для «неисполнения обязанностей» обычными случаями физической или умственной недееспособности и уточнить/определить положения о судимостях, употреблении наркотиков и несоблюдении требований», — отмечено в документе.
Рекомендуется также пересмотреть некоторые другие элементы положений, принятых в ноябре 2022 года.
- обеспечить функциональную неприкосновенность руководителя Антикоррупционного бюро и его заместителей;
- усилить профессиональные требования к должности руководителя Антикоррупционного бюро;
- уточнить положения об обязательном тестировании должностных лиц на наркотики, кроме того, из закона следует исключить требование о публикации результатов тестирования на наркотики (должна существовать четкая правовая основа для этого);
- следует принять меры для обеспечения того, чтобы бюро проводило тщательную проверку деклараций об имуществе и, в дополнение к случайному отбору деклараций, использовало подход, основанный на оценке рисков <> с целью выявления случаев незадокументированного богатства или потенциального конфликта интересов;
- определить роль межведомственного совета по борьбе с коррупцией с большей ясностью и точностью, чтобы не совпадать с функциями бюро и снять подотчетность бюро перед межведомственным советом по борьбе с коррупцией;
- бюро должно быть уполномочено создавать свой собственный консультативный совет.
Генсек Совета Европы: рекомендации Венецианской комиссии должны быть учтены