В 2023 году в обычно влажных лесах Амазонки случилась самая сильная засуха в истории региона. Добраться до многих деревень по реке стало невозможно, горели леса и гибли дикие животные. Некоторые ученые опасаются, что подобные катаклизмы толкают крупнейший лесной массив планеты к исчезновению.
По обе стороны от нас возвышаются потрескавшиеся берега реки, и Оливейра Тикуна начинает сомневаться в целесообразности нашего путешествия. Он пытается добраться до своей деревни на металлическом каноэ, предназначенном для плавания по самым мелким притокам Амазонки.
Расположившаяся в лесной чаще община Бом-Жезуш-де-Игапо-Гранде, насчитывающая 40 семей, очень пострадала от самой сильной засухи, зафиксированной в этом регионе.
Здесь не было воды, чтобы принять душ. Урожай бананов, маниоки, каштанов и асаи испортился, потому что их невозможно доставить на рынок в городе достаточно быстро.
Подпишитесь на нашу имейл-рассылку, и каждый вечер с понедельника по пятницу вы будете получать самые основные новости за день, а также контекст, который поможет вам разобраться в происходящем.
А староста деревни, отец Оливейры, предупредил всех пожилых и больных жителей, чтобы они перебирались поближе к городу, потому что добираться до больницы теперь слишком долго.
Оливейра хотел показать нам, что происходит. Он предупредил, что поездка будет долгой.
Но когда мы сворачиваем с широкой реки Солимойнс в ручей, который вьется по направлению к его деревне, даже он приходит в замешательство. Местами ширина ручья не превышает одного метра. Вскоре лодка начинает скрипеть по дну реки, и нам приходится тянуть ее волоком.
«За свои 49 лет я никогда не видел ничего подобного, — говорит Оливейра. — Я даже не слышал о такой сильной засухе».
Добраться до деревни можно по дну озера на другой ее стороне. Однако там путника поджидают змеи и аллигаторы.
Сезон дождей в Амазонии должен был начаться в октябре, но сухая и жаркая погода продержалась до конца ноября.
Это следствие циклического погодного явления Эль-Ниньо, усиленного к тому же изменением климата.
Эль-Ниньо вызывает потепление воды в Тихом океане. Нагретый водой воздух перемещается в сторону Северной и Южной Америки. В этом году вода в Северной Атлантике также была аномально теплой, и Амазонку окутал горячий и сухой воздух.
«Когда засуха случилась в первый раз, я подумала: „Это ужасно. Как такое может произойти в дождевом лесу?“ — говорит Флавия Коста, эколог из Национального института исследований Амазонии, которая живет и работает в тропических лесах уже 26 лет. — А потом год за годом пошли рекорды. Каждая засуха была сильнее предыдущей».
По ее словам, еще слишком рано подсчитывать ущерб, нанесенный засухой в этом году, но ее команда обнаружила множество растений, «подающих признаки гибели».
А прошлые засушливые сезоны дают представление о возможных масштабах этого ущерба. По некоторым оценкам, „засуха Годзиллы“ в 2015 году погубила 2,5 млрд деревьев и растений только в одной небольшой части леса. Та засуха была даже менее суровой, чем нынешняя.
«Амазония в среднем перестала функционировать как поглотитель углерода, — говорит доктор Коста. — И теперь мы ожидаем, что так и будет дальше. Это печально».
Помимо поддержания удивительного биологического разнообразия, леса Амазонки хранят, по разным оценкам, до 150 млрд тонн углерода.
Многие ученые опасаются, что лес стремительно приближается к критическому моменту, по достижении которого он начнет пересыхать, разделится на части и затем превратится в саванну.
Пока Амазония поддерживает свою собственную погодную систему. В огромном дождевом лесу вода испаряется с деревьев, образуя дождевые облака, которые движутся над пологом леса, возвращая ему влагу. Этот цикл повторяется пять-шесть раз. Таким образом, в лесу сохраняется прохлада и влажность, необходимая для поддержания жизни.
Но если значительные массивы леса погибнут, этот механизм может перестать работать. И как только это произойдет, пути назад уже не будет.
Бразильский климатолог Карлос Нобре впервые выдвинул эту теорию в 2018 году. В статье, написанной при его участии, говорится, что для достижения этого переломного момента достаточно вырубить 25% лесов Амазонки в совокупности с ростом температуры планеты на 2,5 градуса Цельсия выше доиндустриального уровня.
«Сейчас я обеспокоен даже больше, чем в 2018 году, — говорит он. — Я только что вернулся с климатического саммита COP28 и не испытываю оптимизма по поводу того, что выбросы парниковых газов сократятся в соответствии с поставленными соглашением целями. Если температура превысит 2,5°C, то риски для Амазонки будут ужасающими».
Некоторое утешение приносит то, что в этом году во всех странах в бассейне Амазонки потери лесных массивов сократились и что все они намерены свести их к нулю к 2030 году. По мнению Нобре, Бразилия может добиться этого еще раньше.
Не все ученые согласны с тем, что лесам Амазонки грозит полное исчезновение. Исследования доктора Флавии Коста показывают, что некоторые участки леса сохранятся, особенно те, где есть доступ к грунтовым водам, например, в долинах.
Однако тревожные признаки ухудшения ситуации наблюдаются повсюду. В Коари, городе в самом сердце Амазонии, поздним ноябрьским утром в воздухе висит густой дым.
Когда лес пересыхает, небольшие пожары, разводимые для расчистки земли под посевы, зачастую выходят из-под контроля. Обычно они возникают в тех частях Амазонии, где леса уже пострадали и их площадь сократилась, но в этом году участились пожары в нетронутых частях леса
Есть и другие признаки того, что экосистема испытывает трудности. В двух озерах нашли сотни мертвых дельфинов.
«Это было просто ужасно, — говорит доктор Мириам Мармонтель из Института устойчивого развития Мамирауа. — Сначала мы наблюдали живых животных, прекрасные экземпляры, а через пять дней у нас было 70 туш».
За несколько недель в двух озерах нашли 276 мертвых дельфинов. Доктор Мармонтель считает, что их убивает температура воды. Местами она достигала 40,9°C, что на три градуса выше температуры тела дельфинов — да и людей тоже.
«Как вы понимаете, животное погружено в воду всем телом на столько часов, — говорит доктор Мармонтель. — Что делать? Это место, где вы живете, и вдруг вы оказываетесь в центре этого супа и не можете из него выбраться».
За 30 лет жизни в бассейне Амазонки доктор Мармонтель никогда не встречала подобную засуху. Она потрясена тем, как быстро меняется климат.
«Как будто мне дали пощечину. Потому что я впервые вижу и чувствую, что происходит с Амазонией, — говорит она. — Мы всегда говорим, что эти животные — как часовые, потому что они первыми чувствуют, что нас ожидает. Это происходит с ними, это случится и с нами».
Для Оливейры минувший год тоже стал тревожным сигналом.
«Мы знаем, что виноваты в этом, главным образом, мы сами, мы не обращали внимания, не защищали нашу мать-Землю. Она кричит о помощи, — говорит он. — Пришло время защитить ее».