10 лет назад в мире разгорелся финансовый кризис. Центробанки залили пожар деньгами. Экономика восстановилась, они выключили печатный станок и стали поднимать ставки вслед за американской Федеральной резервной системой.
«Ошибка, остановитесь!» — метал в банкиров гневные твиты президент Дональд Трамп. Но ФРС не послушала его и в среду увеличила цену заемных денег в четвертый раз за этот год.
Теперь доллар станет еще привлекательнее, поскольку сбережения в нем будут доходнее. Дорожающие кредиты, с одной стороны, замедлят потребление и рост цен, но с другой — притормозят экономический рост. И тут у центробанка и Трампа разные цели.
«Вы не забывайте, что бизнес президента — недвижимость. То есть он сколотил состояние на инфляции. Ему очень нравится инфляция», — объясняет недовольство Трампа Пиппа Малмгрен, бывший советник другого президента-республиканца — Джорджа Буша-младшего.
«Мир рушится, Париж пылает»
Трамп тоже решил попробовать себя в роли советника, и дважды на этой неделе призывал главу ФРС Джерома Пауэлла отказаться от повышения ставок.
«Невероятно, что при таком сильном долларе и фактически нулевой инфляции, когда мир вокруг рушится, Париж пылает, а Китай падает — с чего вдруг ФРС вообще рассматривает еще одно повышение ставок», — написал Трамп в понедельник, а во вторник дал еще один совет: «Почувствуйте рынок, не идите на поводу у бессмысленных цифр».
Однако для ФРС главное — как раз цифры, а не фондовый рынок, переживающий худший декабрь с 1931 года.
«В задачи ФРС не входит поддержка рынков на ежедневной основе, их работа — оценивать долгосрочные перспективы инфляции и экономического роста, — говорит Шанти Келемен из инвесткомпании Coutts. — А статистическая картина не особо изменилась. Безработица по-прежнему на низком уровне, в строительстве оживление».
Американская экономика действительно пребывает в превосходном состоянии, и ФРС считает, что она справится с чуть более дорогими кредитами. Если же ставки не повышать, то это обилие дешевых денег чревато разгоном инфляции, что создаст угрозу финансовой стабильности — священной корове центробанков.
Пауэлл в ноябре говорил, что основная задача ФРС — обеспечить поступательное расширение экономики. То есть, регулировать предложение денег таким образом, чтобы она развивалась без кризисов, которые традиционно увеличивают разрыв между богатыми и бедными и приводят к потрясениям не только экономического, но и политического свойства.
- Почему Америка богаче всех? О Нобеле по экономике в 100 и 500 словах
- У американской экономики лучший показатель роста с 2014 года. Надолго ли?
Для этого центробанку нужно лавировать в поисках так называемой «нейтральной» политики, когда ставки, с одной стороны, не душат бизнес и потребление, а с другой — не приводят к инфляции. Инфляция в США сейчас 2,2% в год, и центробанк счел возможным повысить ставки на четверть процентного пункта до 2,25-2,50 процента годовых.
Но есть еще одна причина.
Возвращение к норме
«Экономика в прекрасной форме, однако главное другое, — говорит бывший советник Буша-младшего. — Ставки были на рекордно низком уровне из-за финансового кризиса. И то, что ФРС сейчас делает, называется нормализацией, они повышают ставки, чтобы иметь возможность снизить их в будущем».
«Они просто перезаряжают оружие, готовятся к следующему бою».
И сиюминутные колебания фондовых рынков не свернут их с пути, уверена Малмгрен. Пусть декабрь вместо «ралли Санта-Клауса» принес держателям акций боль и печаль, в целом за десятилетие после кризиса рынки пережили невиданный за всю историю подъем.
- Как заработать 325% в долларах за 9 лет? “Быки” с Уолл-стрит празднуют историческую победу
- Мир созрел для биржевого краха. Четыре причины ждать обвала фондового рынка
Не остановят Пауэлла и проблемы мировой экономики — угроза замедления роста в Китае из-за торговой войны с США, кризисы в развивающихся странах из-за сильного доллара, и в развитых странах, вроде Германии и Японии, — из-за структурных и политических проблем.
ФРС играет вдолгую.
«Трамп уйдет, а Пауэлл останется, — говорит Малмгрен. — И если сегодня есть поводы беспокоиться о будущих проблемах, тем мудрее подготовиться к ним и повысить ставки сейчас, пока это возможно».
Главу американского центробанка президент выбирает из членов совета управляющих ФРС. Пауэлл будет членом совета до 2028 года, а его первый четырехлетний срок в председательском кресле истекает только в 2022 году.
И на этом долгом пути его главный актив — предсказуемость и авторитет. Для инвесторов последовательность и прозрачность политики ФРС важнее пусть даже и приятных сюрпризов. Менять эту традицию Пауэлл и его коллеги по комитету, принимающему решение о ставках, не захотели.
«С какой-то стороны, наверное, они стремятся подчеркнуть свою независимость и показать всем, что центробанк не поддается политическому давлению», — сказала инвестбанкир Келемен из Coutts.
Решение ФРС расстроит Трампа, но его реакция в этом случае мало волнует рынок, говорит Малмгрен.
«Мне кажется, инвесторы не особо переживают по поводу высказываний Трампа в адрес центробанка, поскольку знают, что он ничего с ним не может поделать. Но он выступает по любому поводу, ничего удивительного».