Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили в пространном письме решил «пролить свет на государственно-церковные отношения» в стране и ответить на обвинения в «пророссийскости» правящей силы — партии «Грузинской мечты».
Тригером к объяснениям послужил скандал вокруг фрагмента иконы святой Матроны, где изображен советский диктатор Иосиф Сталин.
Глава грузинского парламента подчеркнул, что истинная цель «радикалов» — грузинской оппозиции — навредить Церкви и правительству Грузии.
Папуашвили пишет, что резонанс вокруг иконы — дело рук «радикальной оппозиции», которая предприняла очередную атаку на «Мечту» с целью очернить Грузинскую православную церковь (ГПЦ), обвинив партию власти в «мифической пророссийской позиции».
[áмбави] Именем Сталина: особенности антизападной пропаганды в Грузии
Спикер отмечает, что нападки на ГПЦ бессмыслены, но также «политически контрпродуктивны и вредны для нашей страны». Поэтому Папуашвили считает своей целью показать, что эти враждебные нападки исходят не от искренне заблуждающихся личностей, а являются частью скоординированной злонамеренной кампании, направленной на унижение символов и ценностей, вокруг которых исторически сплотились грузины».
«Особенно мерзкой» Папуашвили называет атаку на ГПЦ со стороны оппонентов власти, «ее частных политических СМИ» и НПО-сателлитов. Председатель парламента рассказывает, как бывший политик, а ныне активист — Георгий Канделаки — распространил кадры из Собора Самеба, на которых он утверждает, что нашел «икону Сталина» и пишет о намерении церкви переписать икону потому, что факт встречи Матроны со Сталиным не соответствует дейтвительности.
Упоминает спикер и о Нате Перадзе, а точнее — о том, как гражданская активистка облила краской икону с изображением Сталина, снова вызвав резонанс вокруг этой темы.
Крестовый поход Alt-Info: грузинские ультраправые встали на защиту иконы со Сталиным
Папуашвили повторяет риторику главы пресс-службы Патриархии Грузии, который заявил, что изображение тиранов не является чем-то необычным для христианской иконографии и приводит в пример фреску в грузинской церкви Убиси, на которой император Диоклетиан, пресловутый гонитель христиан, беседует со святым Георгием.
«Подобные изображения не чужды и западной церкви, примером чему служат многочисленные фрески в Западной Европе. Эта деталь важна потому, что последовавший за этим ажиотаж в СМИ, связанный с оппозицией, исказил вставку, принятую в православной иконографии, как «икону Сталина», и тем самым исказил факты для усиления эффекта дезинформации», — отмечает председатель парламента.
О дате празднования Рождества
Второй вопрос, к которому обращается Папуашвили, — вопрос даты празднования Рождества Христова. В Грузии это 7 января (Юлианский календарь — ред.), а в странах Запада, а с 2023 года, и в Украине Рождество празднуют 25 декабря (Григорианский календарь — ред.). Грузинская православная церковь придерживается юлианского календаря.
«Оппозиция взяла на вооружение этот чисто канонический вопрос разницы календарей и назвала празднование «русским Рождеством». Однако на самом деле празднование Рождества по юлианскому календарю — исконно грузинская традиция, не имеющая ничего общего ни с Россией, ни с Русской церковью.
Эта традиция существовала задолго до того, как Россия приняла христианство. Интересно, что даты Пасхи также отличаются в западном и восточном христианстве, но почему-то никто из радикальной оппозиции и аффилированных с ней активистов не протестует против этого», — подчеркивает спикер.
Папуашвили обращает внимание на то, что эти два противоречия были использованы радикальной оппозицией, чтобы «злобно напасть» на Католикоса-Патриарха Грузии Илию Второго.
«В своей враждебной кампании оппозиция и аффилированные с ней «говорящие головы» связали Патриарха, Церковь и правительство с Россией. Теперь, для стороннего наблюдателя, эта скоординированная кампания может создать впечатление, что грузинская церковь и ее лидер вместе с правительством действительно являются проводниками российской пропаганды, почитая Сталина и расширяя культурное влияние России. Посмотрим, выдержат ли эти поверхностные и искусственно придуманные обвинения проверку», — задается вопросом Шалва Папуашвили.
О церкви
Спикер парламента для понимания места ГПЦ в грузинском обществе обращается к исторической ретроспективе. Шалва Папуашвили отмечает, что Грузинская церковь — одна из древнейших христианских церквей в мире, а Грузия официально является христианской страной с первой половины четвертого века.
«На протяжении большей части своего существования Грузия была единственным форпостом христианства на Востоке, особенно после разрушения независимого Армянского царства, а затем и распада Византийской империи. К слову, когда на мировой арене появилась Россия как православная христианская нация, Грузия уже вела многовековую борьбу за свою христианскую веру.
Эта экзистенциальная опасность привела грузинское государство и грузинскую церковь к симбиотическим отношениям, которые отличаются от совершенно иного, исторически раскольнического взаимодействия между светской и религиозной властью в западном христианстве.
И грузинская монархия, и церковь понимали, что ослабление одной из них неизбежно приведет к гибели другой. Это не исключало разногласий между ними на этом пути, но общая схема взаимодействия была гораздо более дружелюбной, чем в западном христианстве», — отмечает Папуашвили.
Именно поэтому эти исторические отношения «пустили прочные корни, которые сохраняются до сих пор». Однако, отмечает спикер, лояльность Церкви государству не следует путать с лояльностью той или иной политической силе, будь то «Грузинская мечта» или любая другая.
Папуашвили говорит и о роли Церкви в сфере культуры — она всегда была оплотом ее, противостояла настиску большевиков, коммунистам. И сегодня ГПЦ остается «единственным национальным институтом, который отказывается втягиваться в политическую поляризацию. Церковь всегда прислушивается к людям».
Письмо Патриарха из Грузии: почему ГПЦ заступилась за пророссийское духовенство Украины
Папуашвили призывает политиков и представителей НПО обратиться с вопросами к церкви в качестве прихожан. А если кто-либо желает праздновать Рождество 25 декабря, то может присоединиться к «любой другой конфессии, которая празднует Рождество в любой день».
«Однако именно тот факт, что они развязывают эту враждебную риторику против церкви извне, указывает на то, что их цель — нанести ущерб церкви, тем самым размывая границы между религиозным и светским, в то время как в Грузии государство и церковь строго разделены», — отмечает спикер.
Государство и ГПЦ
Шалва Папуашвили напоминает, что отношения между государством и Церковью регулируются конкордатом от 2002 года, где признается особая роль ГПЦ. Документ был подписан отчасти и для того, чтобы «исправить тот ущерб, который Советский Союз нанес Церкви за десятилетия российской оккупации».
В своем письме председатель парламента подчеркивает, что в Грузии есть реальное разделение между государством и Церковью — «даже большее, чем во многих западных странах, где в некоторых случаях в высших законодательных органах заседают неизбранные представители церкви, или государственные ресурсы расходуются на помощь церкви в вопросах сбора налогов». Церковь никогда, подчеркнул Папуашвили, не вмешивается в политику и в выборы в Грузии.
«С момента обретения независимости Грузинская церковь, как институт, никогда не вмешивалась в политику и выборы. В том числе и поэтому церковь остается авторитетным и популярным институтом, несмотря на политические разногласия в нашем обществе», — пишет он.
Спикер не находит ничего более абсурдного, чем обвинять ГПЦ в «пророссийских политических настроениях».
«Начнем с того, что именно Россия, после многих веков непрерывного существования Грузинской церкви, более двух столетий назад прервала и прекратила ее организационную независимость. Дважды — после распада Российской империи, а затем Советского Союза — Грузинской церкви приходилось восстанавливать свою независимость, известную как автокефалия.
Ни один грузинский священнослужитель никогда бы не подумал о том, чтобы подчинить свою церковь российскому контролю, тем более что Русская церковь на много веков моложе нашей. Что касается религиозного обряда, то между двумя православными церквями существует евхаристическое единство, поскольку они следуют одному и тому же канону, наряду с Константинопольской, Греческой, Румынской и другими православными церквями», — подчеркнул Папуашвили.
О роли Илии Второго
Спикер парламента обращает внимание общественности на то, что Грузинская православная церковь (ГПЦ) стала основным местом национального пробуждения и возрождения движения за независимость в 1970-1980-х годах. Папуашвили отметил особую роль в те годы Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго.
«Именно сам патриарх Илия II принял в ряды своего прихода многих молодых диссидентов и взрастил их патриотические мечты о независимости Грузии. Грузинская православная церковь и лично патриарх Илия II могут поставить себе в заслугу то, что грузинский народ был морально готов к независимости еще до распада Советского Союза. Слышать обвинения в пророссийской ориентации должно быть особенно больно для этих первых стойких поборников независимости Грузии», — пишет он.
Папуашвили подчеркнул, что именно поэтому попытки радикальной оппозиции представить ГПЦ как продолжение России в Грузии не только «неточны, но и достойны сожаления, вызывают ненужные споры в обществе и создают еще одно сомнительное «восприятие» у наших западных партнеров».
Глава грузинского парламента напоминает, что Церковь и Илия Второй пользуются огромной поддержко и одобрением среди представителей общества Грузии.
«Атака радикалов на Церковь с якобы «европейского», «либерального» или «западного» пьедестала не столько вредит Церкви, сколько порочит само представление о либерализме и Западе в обществе, поскольку, следуя их враждебной риторике, некоторые люди действительно начинают верить, что западные ценности несовместимы с грузинскими традициями и верой.
Подобная риторика в адрес церкви не воспринимается грузинами как прогрессивная критика устаревших традиций. Совсем наоборот. Для большинства грузин эти нападки напоминают большевистский натиск на Церковь в первые десятилетия советской власти, уничтоживший большую часть духовного и материального наследия Грузии», — пишет Папуашвили.
Спикер, обращаясь к общественности, призывает не приравнивать «радикальную оппозицию» — «Нацдвижение» и ее «дочерние партии» («Дроа!», «Лело», «Гирчи — Больше свободы», «Европейская Грузия» и другие) к западному либерализму, поскольку они являются «необольшевиками».
«Грузинская мечта» принимает ценности Грузинской церкви. Тем не менее, правительство строго отделено от церкви. Христианские ценности, которые привели нас к независимости от Советского Союза более трех десятилетий назад, направляют нас сейчас к следующему большому этапу в истории Грузии — членству в Европейском Союзе.
Истинная цель клеветнической кампании радикалов — не искренняя забота о церкви, а нанесение ущерба церкви, правительству и, вместе с ними, подрыв наших совместных исторических усилий», — заключил Шалва Папуашвили.
Эффект «святого» Иосифа: ГПЦ затирает изображение Сталина на иконе святой Матроны