«Я иду в политику»: медиаменеджер Ника Гварамия решил поучаствовать в выборах-2024 - SOVA
политика

«Я иду в политику»: медиаменеджер Ника Гварамия решил поучаствовать в выборах-2024

Экс-гендиректор грузинского оппозиционного телеканала, отсидевший тюремный срок и признанный правозащитниками политзаключенным, намерен создать новую политическую платформу. Ника Гварамия объявил о возвращении в политику для участия в предстоящих парламентских выборах. Но эксперты предупреждают: ему и его потенциальным соратникам придется доказывать электорату, что они не сателлиты ни «Единого национального движения», ни «Грузинской мечты».

  SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, выборы-2024, Ника Гварамия

Основатель оппозиционного телеканала Mtavari Arkhi и бывший министр юстиции Грузии Ника Гварамия объявил о том, что окончательно уходит в политику. В своих соцсетях медиаменеджер поделился планами по созданию широкого политического союза, который поборется за победу на выборах в октябре 2024 года. По словам Гварамия, для достижения своих целей он готов разговаривать со всеми и объединиться с любой политической группой.

«Просто преодоление 5-процентного барьера, парламентская фракция из десяти, двадцати человек мне совершенно неинтересны. Лично я готов пойти на всевозможные уступки ради достижения единства, включая односторонние уступки, если другим не хватит мужества, благоразумия и осознания общих интересов. Меня интересуют перемены (в стране) и новости. У меня были и должности, и влияние. Ради них мне не нужно возвращаться в политику… Я иду в политику, потому что мы хотим открыть путь новым людям в управление страной и максимально ускорить смену поколений в политической элите».

В конце прошлого года в эфире Mtavari Arkhi Гварамия уже рассказывал о планах сформировать новую политическую коалицию, основанную на «новых лицах». Он заверял, что не хочет создавать «партию бывших», хотя это вовсе не значит, что политики, в прошлом состоявшие в какой-либо партии, не смогут к ним присоединиться.

Гварамия, кроме прочего, рассказал, что вел переговоры с бывшим лидером «Единого национального движения» Никой Мелия, который недавно также анонсировал создание своего политического движения. Вел переговоры медиаменеджер и с основателем «Гирчи – Больше свободы» Зурабом Джапаридзе, а также лидером «Дроа!» («Время настало!») Элене Хоштария.

«Это люди, с которыми мне не сложно общаться. Еще раз: мы не будем «экс-клубом». Здесь будут люди, которые никогда ничьими бывшими не были».

Оппозиционный депутат Хатия Деканоидзе подтвердила журналистам, что также вела переговоры с Гварамия:

«У меня были консультации, разговор с Никой Мелия и Никой Гварамия. Я уверена, что синергетическое единство всех тех людей, которые видят свою роль в борьбе с Бидзиной Иванишвили, будет важным».

[О смыслах] Культ Сталина и обожание Саакашвили и Иванишвили

Но пока открытым остается вопрос, готов ли бывший гендиректор оппозиционного телеканала объединиться со своими идеологическими противниками. Например, с Георгием Гахария, ярым критиком которого медиаменеджер был в период, когда тот занимал пост премьер-министра.

Основатель Европейско-грузинского института (EGI) Георгий Мелашвили, между тем, напоминает: нынешняя редакция Избирательного кодекса, по которым пройдут выборы-2024, не предусматривает регистрации коалиций. А значит оппозиционным силам придется искать другие форматы сотрудничества.

«В этом случае нам нужно говорить не о коалициях, к которым мы в Грузии привыкли, а об объединении партии. Если это объединение партий произойдет, то в таком случае не совсем понятно, как они будут доказывать собственную идентичность и как они собираются бороться как независимые игроки».

О возможном выходе на политическую арену один из главных критиков правительства «Грузинской мечты» говорил еще в июле прошлого года, после освобождения из тюрьмы. В мае 2022-го Тбилисский городской суд приговорил Гварамия к трем с половиной годам лишения свободы по статье о злоупотреблении полномочиями. Обвинения касались периода, когда он был директором телеканала Rustavi 2.

Правозащитные организации, в том числе международные, заявляли, что Гварамия осужден по политическим мотивам. После вынесения приговора Transparency International Georgia охарактеризовала арест гендиректора Mtavari Arkhi как попытку подорвать работу оппозиционного медиаресурса.

Вопрос освобождения Ники Гварамия был одним из 12 пунктов, представленных Грузии для выполнения в июне прошлого года, когда страна не получила статус-кандидата на членство в ЕС. В рекомендациях говорилось, что уголовное преследование владельцев СМИ должно соответствовать самым высоким правовым стандартам. Также подчеркивалось, что «обеспечение освобождения Гварамия из тюрьмы станет важным шагом на пути к европейским устремлениям Грузии».

Интервью с Борисом Надеждиным, обвинявшим Грузию в войне-2008, за которого агитируют в Тбилиси

22 июня 2023 года президент Саломе Зурабишвили подписала акт о помиловании Гварамия. И сразу после освобождения из тюрьмы он заявил, что непременно примет участие в «выпроваживании Иванишвили из политики».

«Если бы я был в тюрьме, я бы все равно попробовал это сделать, особенно на улице. Что касается того, в какой форме, я еще не принял решения».

Тем не менее, медиаменеджер уже тогда принял решение, что его политическая карьера не будет связана с партией «Единое национальное движение», членом которой он являлся ранее. По мнению Гварамия, оппозиционному спектру нужны новые лица и новые решения.

Эксперт Георгий Мелашвили отмечает, что появление новых движений может положительно сказаться на грузинской политике. Но новым игрокам придется доказывать избирателям, что они не являются спойлерами «Единого национального движения».

«У нас есть очень отчетливые результаты исследований как Международного республиканского института (IRI), так и Национального демократического института (NED). И все эти исследования и опросы показывают, что у электората есть необходимость новых партий с новыми лицами, которые не будут представлять из себя ни «Единое национальное движение», ни «Грузинскую мечту». Если мы посмотрим на это с точки зрения электоральной избираемости, то это неплохое решение, которое может позволить оппозиции увеличить количество людей, которые будут в общем голосовать против «Грузинской мечты». Но с другой стороны, это создает определенные проблемы. И главная – это барьер. Смогут ли новые игроки пересечь 5-процентный барьер, или они окажутся так называемыми спойлерами, которые, сами того не желая, усилят позиции «Грузинской мечты».

[áмбави] «Революция роз» 20 лет спустя и грузинская политика