Перестановка Ираклиев: зачем «Грузинской мечте» рокировка и станет ли премьером Кобахидзе - SOVA
политика

Перестановка Ираклиев: зачем «Грузинской мечте» рокировка и станет ли премьером Кобахидзе

Когда олигарх Бидзина Иванишвили во второй раз «навсегда» уходил из политики и с поста председателя созданной им партии, должность лидера «Грузинской мечты» он завещал Ираклию Кобахидзе. Месяц назад, в третий раз вернувшись в политику в качестве «почетного председателя партии», Иванишвили, судя по всему, решил возложить на Кобахидзе новые обязанности – теперь уже премьер-министра страны.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинская мечта, Ираклий Гарибашвили, Ираклий Кобахидзе

Лидера «Грузинской мечты» Ираклия Кобахидзе СМИ часто называли преемником основателя правящей партии. Сам он характеризовал себя так:

«Третий номер списка «Грузинской мечты», магистр права Тбилисского государственного университета и Дюссельдорфского университета, доктор права Дюссельдорфского университета, профессор Тбилисского университета, вице-президент Парламентской ассамблеи Совета Европы… Здесь я остановлюсь и не буду продолжать. Это я, Ираклий Кобахидзе, третий номер списка».

Позиция Кобахидзе в партийном списке «Грузинской мечты», правда, оказалась намного выше его позиции в рейтингах симпатий грузинского электората. Об этом свидетельствуют и результаты последнего исследования Международного республиканского института США IRI. Согласно опросу, Кобахидзе занимает только 12-ю строчку среди политиков, пользующихся популярностью у общества. В рейтинге он оказался ниже, чем такие оппозиционеры, как Алеко Элисашвили, Георгий Вашадзе и Шалва Нателашвили.

Тем не менее, именно Ираклий Кобахидзе, вероятнее всего, станет новым премьер-министром Грузии. Уже известно, что лидером «Мечты» вместо него решено сделать нынешнего премьера Ираклия Гарибашвили – 29 января он объявил о своей отставке. Так что, скорее всего, в правящей команде произойдет рокировка.

Кобахидзе представляет собой новое поколение лидеров «Грузинской мечты». В партию он вступил в 2015-м – за год до парламентских выборов. Ему тогда достались пост исполнительного секретаря «Мечты» и место в политсовете. Кроме того, Кобахидзе стал замглавы избирательного штаба партии на выборах-2016, а позже, в 2020 году, уже возглавлял избирательный штаб.

Одним из ключевых моментов в его политической биографии стали драматичные события 20 июня 2019 года, когда Кобахидзе, будучи спикером парламента, уступил свое кресло депутату Госдумы РФ Сергею Гаврилову. Появление российского депутата-коммуниста в председательском кресле спровоцировало стихийные протесты в Тбилиси, обернувшиеся силовым разгоном демонстрации. Из-за жестких действий спецназа в т. н. «Ночь Гаврилова» Кобахидзе был вынужден покинуть должность спикера парламента.

У Грузии новый премьер-министр: зачем это олигарху Иванишвили

Отставка, впрочем, не означала ухода в тень. Напротив, вскоре Ираклий Кобахидзе занял ключевой пост председателя «Грузинской мечты», который ему уступил сам Бидзина Иванишвили. Олигарх тогда говорил, что будущий лидер партии – «очень талантливый человек». Но критики власти считали, что талант в основном проявлялся в умении Кобахидзе льстить Иванишвили и травить оппонентов. В использовании жесткой риторики в отношении политических противников он особенно преуспел. Считается, что именно Кобахидзе внедрил в Грузии термины «деструктивная оппозиция» и «партия войны», активнее всех пытался демонизировать «Единое национальное движение» и его сателлитов.

Еще одной важной миссией для лидера «Грузинской мечты» стало продвижение антизападного нарратива. Ему доверяли делать заявления, вызывавшие негодование международных партнеров. Именно Кобахидзе, будучи участником переговоров с оппозицией при посредничестве президента Европейского совета Шарля Мишеля, впоследствии заявил о выходе «Грузинской мечты» из т. н. «Соглашения Мишеля». Критики тогда говорили: Кобахидзе в прямом эфире менял курс страны.

Отличился лидер «Мечты» и во время попыток принять аналог российского закона об иноагентах. Решительно поддержав скандальную инициативу «Силы народа», он указывал на позитивные стороны репрессивного законопроекта. Участников многотысячных акций против голосования в парламенте называл соучастниками насилия, возглавив кампанию по деморализации 21-летнего Лазаре Григориадиса, обвиняемого в участии в беспорядках во время тех демонстраций. Председатель «Грузинской мечты» особый акцент делал на внешности Григориадиса и его «сбитой ориентации».

При этом Кобахидзе не только комментировал судебные дела, но и активно в них участвовал. Он представлял интересы партии в Конституционном суде, где обвинял президента Саломе Зурабишвили в «антиконституционных действиях» и инициировал процедуру импичмента из-за ее несогласованных поездок в Европу. В ходе своих визитов глава государства призывала лидеров ЕС предоставить Грузии статус кандидата на вступление в Содружество, но в партии власти настаивали, что такие поездки только мешают евроинтеграции.

Тем не менее, саму «Грузинскую мечту» неоднократно обвиняли в торпедировании процесса сближения с ЕС. В сохранении прозападного курса стали особенно сомневаться после широкомасштабного российского вторжения в Украину. «Мечта» отказалась присоединяться к антироссийским санкциям, много критиковала команду Зеленского и всячески обвиняла коллективный Запад в попытках втянуть Грузию в войну против РФ. Кобахидзе даже выдвинул идею провести плебисцит, чтобы «спросить у народа, желает ли он открытия второго фронта».

Предвыборная кампания на языке ненависти: особенности политической конкуренции в Грузии

В целом с начала войны в Украине издание OC Media насчитало, по меньшей мере, 57 случаев, когда председатель правящей партии публично критиковал западных акторов – дипломатов, европарламентариев или институты ЕС. Поэтому назначение на пост премьера Кобахидзе, отличившегося недипломатичными нападками и враждебной риторикой в адрес стратегических партнеров, может стать сигналом Западу.

Пока наблюдатели только гадают, зачем Бидзине Иванишвили потребовалась рокировка. По одной из версий, вернувшемуся в политику олигарху важно минимизировать риски перед предстоящими парламентскими выборами. Кобахидзе, не имеющий ни международных связей, ни технической команды, ни репутации, идеально подходит Иванишвили, поскольку не имеет никаких шансов стать независимой политической фигурой. По словам экспертов, он полностью «стерилен» и верен бизнесмену. Бывшая соратница Бидзины Иванишвили Эка Беселия в интервью телеканалу Formula также рассказала, что Кобахидзе является безоговорочным исполнителем всех приказов, хоть и совсем несимпатичен олигарху:

«Он на все скажет «да». Он хладнокровный исполнитель, готовый на все. Не любят избиратели этого Кобахидзе. Я знаю, что внутри команды была очень сложная коммуникация по этому вопросу. Кобахидзе не мог установить отношения с избирателями. Но в этот избирательный год Иванишвили снизил до минимума вероятность каких-то сюрпризов, неподконтрольных ему.

Не думаю, что Иванишвили сам выбрал Кобахидзе. Я же помню, что он не любил его со своими принципами и поведением. Он не любил его, но оставил, потому что в какой-то момент посчитал нужным. И сейчас он по-прежнему его не любит. Но либо Иванишвили была поставлена такая задача, либо ему просто нужна модель правления такого типа. Может, он хочет проиграть выборы? Ведь поставить Кобахидзе премьером страны – значит дать избирателям красный свет. И он его дал».

Еще одна версия говорит о том, что Иванишвили решил устроить перед выборами рокировку из-за скандалов, связанных с коррупционной деятельностью Гарибашвили. В этом смысле репутация Кобахидзе кажется чище. По крайней мере, его имя редко звучало в сюжетах и статьях критических СМИ, посвященных коррупции и финансовым махинациям.

Станет ли Ираклий Кобахидзе новым премьер-министром Грузии, пока неизвестно. Официально имени будущего главы правительства в «Мечте» не называют. Даже Гарибашвили, заявляя об отставке, ничего не сказал о своем преемнике. Зато были намеки. К примеру, Мамука Мдинарадзе, которого называют членом команды Кобахидзе, предположил, что премьером станет нынешний лидер партии.

Сам Ираклий Кобахидзе в день, когда было объявлено об уходе Гарибашвили, опубликовал на своей Facebook-страничке экономический пост с элементами программного плана:

«У нас есть все ресурсы, чтобы к 2030 году сократить разрыв с развитыми европейскими странами до минимума, полностью искоренить бедность и стать страной с высоким уровнем доходов. Для этого главным, наряду с эффективной экономической политикой, является сохранение мира и спокойствия в стране».

Но пока точно известно лишь одно: у Грузии временно нет премьер-министра. И кто им станет, будет зависеть только от одного человека – Бидзины Иванишвили. Наблюдатели же убеждены: рокировка в рядах «Грузинской мечты» имеет значение только и только для самой «Грузинской мечты», ведь от перестановки Ираклиев результат не меняется.

[а́мбави] Игра в русскую рулетку: с чем останется «Грузинская мечта» перед выборами’24