Кресло прокурора вместо тюремных нар: о назначении в Ахалгори и убийстве Татунашвили - SOVA
политика

Кресло прокурора вместо тюремных нар: о назначении в Ахалгори и убийстве Татунашвили

На линии оккупации Южной Осетии 13 февраля прошла 117-я встреча в рамках Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты. Первая после двухмесячной паузы. Еще до ее начала в СГБ Грузии сообщили, что в селе Эргнети стороны намерены обсудить убийство российскими военными Тамаза Гинтури, произошедшее в ноябре прошлого года. Грузинские делегаты рассчитывали узнать, какие меры приняты в отношении лиц, причастных к трагедии. В повестке дня, однако, не значилась главная тема последних дней – назначение прокурором Ахалгорского района Давида Гурциева – человека, обвиняемого в убийстве другого гражданина Грузии шесть лет назад.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Арчил Татунашвили, Грузия-Россия, Давид Башарули, Давид Гурциев, Тамара Меаракишвили, Южная Осетия

Чем известен Давид Гурциев: дела Татунашвили и Башарули

Еще до начала первой в этом году встречи на линии оккупации в селе Эргнети представитель Аналитического управления СГБ Грузии Ираклий Антадзе заявил, что позиция официального Тбилиси в отношении Давида Гурциева, причастного к убийству Арчила Татунашвили, и так известна уже много лет:

«Этот человек разыскивается через красный циркуляр Интерпола, и я думаю, этим все сказано».

Информацию о назначении Гурциева на новую должность изначально распространила гражданская активистка Тамара Меаракишвили, проживающая в оккупированном Ахалгорском районе. Несколько дней назад женщина выложила в Facebook видео, в котором высказалась против назначения и объявила голодовку.

«Оставим в стороне грузинские претензии. Давайте вспомним историю с избиением заключенных. Есть множественные свидетельства тому, что господин Гурциев собственной персоной в этом участвовал. Мне предельно отвратительно об этом напоминать, но даже господин Бибилов снимал его с должности. Если сейчас человека с таким репутационным багажом, вне зависимости от завершенных или незавершенных расследований, назначают на, пусть районную, но ключевую силовую должность, ну, слушайте, у меня возникает законный вопрос и к президенту Гаглоеву, и к его многочисленному аппарату: чем вы тогда, господа, хотите выгодно отличаться от режима Бибилова?

Назначение господина Гурциева, если действительно оно произойдет (я опять делаю отсылку к сослагательному наклонению), – это серьезный репутационный удар по Алану Гаглоеву и его команде. «Не досмотрели» или «не знали» – это смешные отговорки. Все досмотрели, все знали, но, судя по всему, не считают этого, с позволения сказать, деятеля человеком, который не может занимать такой пост. Это, безусловно, печально и в рамках государственного строительства по большому счету просто отвратительно», — заявила Меаракишвили.

Официально Гурциев пока не назначен на должность прокурора, но, по словам Меаракишвили, все уже предопределено.

«Вопрос решен, но пока не подписан. Скорее всего из-за возмущений, которые последовали за его назначением. В понедельник депутаты пригласили генпрокурора в парламент. Они хотели узнать, за что Гурциева назначают прокурором, так как тот был фигурантом избиений заключенных в исправительной колонии Цхинвали в 2019 году. Ранее этот факт критиковал и нынешний президент Алан Гаглоев», — сказала активистка в беседе с SOVA.

Невойна? Жертвы российской оккупации Грузии

По словам Меаракишвили, почти все местные жители выступают против назначения Гурциева – в Ахалгори все помнят, что он был причастен к пыткам заключенных, занимался рэкетом и возбуждал незаконные уголовные дела против неугодных ему людей.

В Тбилиси имя Гурциева стало резонансным после убийства Арчила Татунашвили в 2018 году. Семья 34-летнего гражданина Грузии была вынуждена покинуть оккупированный регион после грузино-российской войны 2008 года. Но Арчил имел пропуск на въезд от де-факто КГБ Южной Осетии и периодически беспрепятственно навещал родное село.

В последний свой приезд, 22 февраля 2018 года, Татунашвили был задержан сотрудниками КГБ по обвинению в «подготовке диверсий на территории республики в преддверии выборов президента РФ», а также в сотрудничестве с грузинскими спецслужбами. Кроме того, его обвиняли в «активном участии в боевых действиях в Южной Осетии в августе 2008 года».

Арчил Татунашвили действительно был профессиональным военным. Однако, по словам родственников, в 2008 году он проходил службу в составе миротворческого батальона в Ираке и в Грузию не возвращался.

Но 10 лет спустя его задержали и подвергли пытками. На следующий день после ареста де-факто власти Цхинвали сообщили о смерти Татунашвили. По версии следствия самопровозглашенной республики, погибший хотел завладеть оружием одного из конвоиров при попытке поместить его в изолятор временного содержания. Затем якобы в результате ответных действий «Татунашвили упал на ступени лестницы, в следствие чего получил травмы и был доставлен в больницу, где впоследствии скончался от сердечной недостаточности».

Семью эта версия не устроила. Подозрения еще больше усилились, когда югоосетинские силовики отказались передавать тело погибшего грузинской стороне, чтобы патологоанатомы могли провести вскрытие и подтвердить или опровергнуть вердикт Цхинвали. Образцы тканей покойного были отправлены в Москву. И российские эксперты повторили версию де-факто властей: причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.

Тело Арчила Татунашвили все же было передано грузинской стороне, правда, только спустя месяц после смерти. Вскрытие показало, что перед гибелью он получил более 100 повреждений, включая раны, переломы, кровоподтеки, кровоизлияния и порезы.

14 июня 2018 года прокуратура Грузии заочно выдвинула обвинения двум сотрудникам т. н. правоохранительных органов Ахалгори – Давиду Гурциеву и Алику Табоеву. Спустя два года после трагического инцидента Мцхетский районный суд заочно приговорил Гурциева к пожизненному лишению свободы.

Еще один резонансный кейс, к которому причастен Давид Гурциев, – следствие по делу Давида Башарули. 3 июня 2014 года 18-летний подросток исчез сразу после допроса в МВД Ахалгори по делу о хищение нескольких банок с солениями из сарая одной из жительниц поселка. Башарули не могли найти полгода. Тему исчезновения юноши неоднократно поднималась на встречах в Эргнети. Обнаружить его тело удалось только в начале января 2015 года у родного селения Долиани. Молодой мужчина был найден повешенными проволокой на дереве. По версии Цхинвали, смерть наступила в результате самоубийства.

Как и в случае с Арчилом Татунашвили, тело увезли на экспертизу в Россию. По возвращении останки передали родным. Экспертиза в Грузии подтвердила версию близких о том, что Давид не совершал суицида.

Минюст Грузии выдвинул по делу Башарули иск против России, а Давид Гурциев стал одним из главных фигурантов этого дела.

Примечательно, что нынешний де-факто лидер Южной Осетии Алан Гаглоев, будучи еще кандидатом в «президенты», не раз упоминал об этой истории как о вопиющем факте нарушения прав человека. Теперь же, по словам активистки Тамары Меаракишвили, Гурциев нужен Гаглоеву в качестве прокурора – для победы на предстоящих «парламентских выборах». Никаких мер в отношении силовика по факту смерти двух граждан Грузии в регионе применено не было.

Тамара Меаракишвили о жителях Ахалгори: про нас забыли

Убийства граждан Грузии

Дело Карбая

Случаи похищений, пыток и убийств граждан Грузии на оккупированных территориях страны – тревожная практика последних лет. Одним из недавних трагических инцидентов стала смерть Виталия (Темура) Карбая в Абхазии в декабре прошлого года, предположительно, в результате насилия со стороны местной милиции. Правоохранители остановили мужчину в Гальском районе для проверки документов, но затем задержали его и жестоко избили.

12 февраля стало известно, что в самопровозглашенной республике возбудили уголовное дело по двум статьям – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лиц; и превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, и повлекшее тяжкие последствия. Расследование начато в отношении троих сотрудников т. н. отдела внутренних дел города Гали. Двое из них задержаны, местонахождения третьего неизвестно.

По версии следствия, 6 декабря 2023 года силовики доставили находившегося в состоянии алкогольного опьянения Карбая в ОВД по Гальскому району. В помещении дежурной части в отсутствие понятых был проведен «незаконный личный досмотр». Мужчина стал «выражаться нецензурной бранью», после чего силовики «путем нанесения многочисленных ударов руками и ногами по различным частям тела» применили в отношении задержанного физическое насилие. По утверждению де-факто прокуратуры, 7 декабря, после проведения «профилактической беседы», Карбая был отпущен, но затем его госпитализировали в больницу Сухуми. Медикам не удалось спасти мужчину и через два он умер, не приходя в сознание.

Родные и близкие погибшего, а также гражданские активисты требовали наказания виновных. Но даже после возбуждения уголовного дела в отношении силовиков не все в Тбилиси верят, что оно будет доведено до конца. В прошлом многие подобные убийства оставались нераскрытыми, а убийцы избегали наказания.

Убийство мирных грузин: кто манипулирует вопросом безопасности в Абхазии

Дело Отхозория

Одним из самых громких дел, связанных с насилием в отношении граждан Грузии, стало убийство Гиги Отхозория в мае 2016 года. 30-летний мужчина был застрелен возле села Хурча на линии оккупации Абхазии, но на подконтрольной официальному Тбилиси территории.

Убийцей был абхазский «пограничник» Рашид Канджи-оглы. На кадрах, снятых камерой наружного наблюдения, было видно, что между Отхозория и Канджи-оглы произошел спор из-за товара, который Гиги пытался переправить через разделительную линию. После ссоры «пограничник» перешел на подконтрольную центральным властям Грузии сторону и несколько раз выстрелил в безоружного мужчину.

В декабре 2016 года Районный суд Зугдиди заочно приговорил Канжи-Огли к 12 годам лишения свободы. Расследование начинала и т. н. военная прокуратура Абхазии. Сначала убийцу поместили под домашний арест, но вскоре уголовное дело закрыли за отсутствием признаков преступления.

Рашид Канджи-оглы, как и Давид Гурциев, разыскивается Интерполом по красному циркуляру. Но де-факто власти Абхазии отказываются выдавать его официальному Тбилиси.

Примечательно, что еще 2018 году парламент Грузии принял т. н. список «Отхозория-Татунашвили». Документ предполагает принятие мер в отношении обвиняемых в убийствах, похищениях, пытках и бесчеловечном обращении с гражданами Грузии на оккупированных территориях, а также в сокрытии этих преступлений.

А в конце прошлого года, спустя почти восемь лет после убийства Отхозория, его семья выиграла спор с Россией в Европейском суде по правам человека. Ответственность за трагедию Страсбург возложил именно на Москву, обязав ее выплатить семье погибшего 130 000 евро в качестве компенсации морального ущерба и еще 9 265 евро на покрытие судебных расходов. Наблюдатели в Тбилиси тогда заявили, что Россия не станет исполнять судебное решение, поскольку после вторжения в Украину была исключена из Совета Европы. Власти РФ не раз заявляли, что не будут исполнять вердикты ЕСПЧ, вынесенные после 16 марта 2022 года.

И хотя выигранный иск правозащитники назвали делом государственного значения, ведь он касался ответственности России за действия де-факто властей оккупированных регионов, лица, причастные к убийствам граждан Грузии, по-прежнему не несут наказания за совершаемые тяжкие преступления.

Убийство гражданина Грузии абхазским «пограничником»: ЕСПЧ возложил вину на Россию