Де-факто лидер Сухуми Аслан Бжания признал наличие угрозы абхазскому языку в оккупированном регионе Грузии. Говоря о статусе русского языка в оккупированном регионе, де-факто лидер отметил, что на «великом и могучем» в Абхазии говорят все и что он «даже доминирует» — и в делопроизводстве, и в школе.
Он отметил, что угроза есть и что над этим ведется работа. Но в то же время он заверил, что проблем у русского языка в Абхазии не будет.
«С четвертого класса в школе все дисциплины — история, литература, математика преподаются только на русском. Мы — двуязычный этнос, и у нас скорее есть угроза родному языку: мы над этим работаем, чтобы абхазский знали все граждане Абхазии, это важно.
Наш язык, хотя и сложный, очень интересный. У русского языка никаких проблем нет и не будет. Ни в одной стране бывшего СССР вы не увидите такого владения языком, как в Абхазии», — заявил Бжания.
Напомним, в оккупированном Гали ведется углубленное изучение русского языка. В июне 2023 года в Гальском районе был создан «Центр открытого образования по обучению методикам русского языка».
Целью Центра называется «развитие культуры речи учащихся», чтобы «ученики могли говорить и писать на русском языке без труда и с уверенностью».
Все это проходит на фоне того, что во всех школах Гальского района, где проживает большая часть этнических грузин, запрещено обучение на родном, грузинском, языке. Об этом в сентябре 2021 года сообщили в де-факто Министерстве образования Абхазии.
Грузинский язык и литература представлены, как иностранные, а все предметы школьникам преподают на русском языке.
В Тбилиси этот шаг назвали «продолжением многолетней политики этнической дискриминации и русификации, проводимой российским оккупационным режимом, которая направлена на уничтожение грузинских следов на оккупированных территориях и полную ассимиляцию населения».
Отметим, что школы Гальского района поэтапно переходили на русский язык. Школьников снабжают учебниками из РФ.
Декириллизация абхазского алфавита: инициатива по сближению абхазов и грузин