Директор Центра европейских исследований Фонда Рондели Каха Гоголашвили комментирует заявление главы юридического комитета парламента Анри Оханашвили. Последний утверждает, что в продвигаемом «Грузинской мечтой» законе «об иноагентах» «регистрация физических лиц не проводилась, в американском законе это гораздо более тяжелая запись. То есть грузинский закон мягче и легче».
«На самом деле по тем критериям, по которым они намерены регистрировать организации — только потому, что она получает 20% своих доходов из иностранных источников, они просто не смогут зарегистрировать физических лиц.
Дело в том, что как минимум полмиллиона человек в Грузии получают помощь за счет средств, переведенных из-за границы, и все они будут обязаны зарегистрироваться, поэтому управлять реестром станет невозможно. Я уже не говорю о коммерческих организациях. Это самый большой абсурд.
Из определения терминов изъят фильтр, существующий в FARA – то есть для регистрации в качестве агента должен быть прямой факт того, что организация осуществляет деятельность, получает задания и несет интересы иностранной державы. А также дополнительный фильтр: такая организация «полностью или в значительной степени» (а не на 20%) финансируется иностранной державой.
Потому, что FARA преследует совершенно другие цели — наблюдать за агентами иностранной державы, в то время как грузинский закон под такое наблюдение поставит гражданский сектор, со штрафами и отчетностью.
Поэтому ответ Оханашвили носит манипулятивный характер», — заявил Каха Гоголашвили.