Помощник госсекретаря США, координатор по вопросам санкционной политике Джим О’Брайен заявил, что, подтвердив проевропейский курс внешней политики, власти Грузии делают иное — создают проблемы для НПО, которые пытаются делать то, что также в интересах правительства — «например, осуществлять мониторинг выборов <международных организаций> и поддерживать проведение свободных и справедливых выборов».
О’Брайен подчеркнул, что Вашингтон решительно поддерживает стремление 80% граждан Грузии вступить в Евросоюз, а «закон об иноагентах», который нынешние власти намерены принять, «заходит слишком далеко, ограничивая то, что считается нормальным в Европе и в трансатлантическом пространстве».
Представитель американского Госдепа отметил, что США желают поработать с властями Грузии над законопроектом «О прозрачности иностранного влияния», который продавливает «Грузинская мечта».
«Мы сказали, приезжайте в Вашингтон, поработайте с нами над законом. Однако все превратилось в своего рода странное публичное утверждение того, у кого больше «сила». Но суть вопроса в том, как правительства разговаривают друг с другом, когда пытаются стать членом общего клуба», — отметил он.
О’Брайен указал на то, что сейчас в Грузии обсуждается закон об иностранных агентах, основанный на примере России. И это в то время, когда и Вашингтон, и Брюссель заявили о важности его соответствия европейским стандартам — «чтобы организации могли делать то, что <> они хотят».
По словам американского политика, на карту в случае с Грузией поставлено многое. Он указал, что, статус кандидата Грузия не получила бы, заявив партия власти заранее, что хочет принять «российские законы».
«Если это произойдет, <ситуация> станет для нас ясной. И если правительство скажет: «Мы не хотим вступать в ЕС, мы хотим чего-то другого» — тогда у нас будет совсем другой разговор о том, что мы будем делать дальше.
На что мы надеемся и что хотим увидеть — это то, что было сказано <на встрече с представителем ЕС> с мистером Копманом, что они начнут говорить с нами о том, как привести этот закон в соответствие с европейскими стандартами», — заявил О’Брайен.
Политик отметил, что некоторым странам ЕС потребовалось от 10 до 11 лет, чтобы пройти процесс — стать членами Евросоюза. И в некоторых случаях, добавил он, они начинали «с похожего места», а это значит, что «вы не можете оценить конечный результат, основываясь на том, где они находятся в начале <пути>. Это обусловлено желанием идти по этому пути и работать вместе на этом пути, и сейчас это действительно противоречиво».
О’Брайен уверен, что еще есть время поработать вместе над законопроектом «Мечты».
«Сделать то, чего хотят грузинский народ и правительство. Если этого не произойдет, мы оценим ситуацию. <> Мы все еще находимся на той стадии, когда мы можем работать вместе. <> Грузия хочет присоединиться к клубу (ЕС, НАТО — ред.), который мы поддерживаем.
Да, и у нас есть разные инструменты, которые действуют по-разному. Европейский союз рассматривает возможность выделения крупной суммы денег в начале процесса отбора кандидатов.
<> Наши инструменты отличаются, и мы будем использовать их всякий раз, когда это необходимо. Но мы еще не достигли этого. Мы находимся на этапе изучения того, как работать вместе в этих новых условиях, когда Грузия заявила, что хочет присоединиться к этим клубам <ЕС> и <НАТО>», — заявил Джим О’Брайен.