Вето президента Грузии, наложенное на российский аналог закона об иноагентах, опубликовано Администрацией. Мотивированные замечания главы государства уже направлены в парламент.
Документ состоит из трех страниц и описывает статьи Конституции, которым противоречит законопроект партии власти «О прозрачности иностранного влияния».
Согласно тексту вето, «российский закон» не подлежит совершенствованию путем внесения в него поправок, поскольку его суть, содержание и принципы неприемлемы. Зурабишвили пишет, что отмена закона безальтернативна и отражает волю грузинского народа.
«Этот закон полностью повторяет дух российского закона. По сути, это тот же т.н. закон об иноагентах, который был отозван 10 марта 2023 года. Это — закон об агентах, из которого слова: «агент иностранного влияния» заменены термином: «проводник интересов иностранной силы», который является определением термина «агент».
Уже в июле 2023 года юридическое заключение ОБСЕ/БДИПЧ четко подтвердило, что закон является недемократичным, противоречит основным правам и свободам человека и европейским стандартам.
Закон «О прозрачности иностранного влияния» является неконституционным, поскольку:
- противоречит статье 22 Конституции — «свобода объединений». Закон обязывает организации регистрироваться в качестве проводников или агентов интересов иностранной силы. Принуждение к такому самопризнанию приводит к их стигматизации. Закон создает все условия для того, чтобы деятельность организации была ограничена и в конечном итоге отменена;
- противоречит статье 15 Конституции — «права на неприкосновенность личной и семейной жизни, личного пространства и общения». Закон, среди прочего, налагает обязанность предоставлять особые категории персональных данных, что нарушает конституционное право человека на защиту своего личного и семейного пространства от любого необоснованного вмешательства. В этом отношении закон служит для запугивания и вселения страха;
- противоречит статье 11 Конституции — «право на равенство». Закон является дискриминационным, поскольку распространяется только на определенный сегмент объединений и является неоправданным. Зачем он различает некоммерческие организации на основании получения иностранного финансирования? Оценивая действующее законодательство Венгрии, Европейский суд пришел к выводу, что разница в финансировании юридических лиц в Венгрии является косвенной дискриминацией;
- противоречит статье 78 Конституции — «Европейская и евроатлантическая интеграция». По своей форме и содержанию закон представляет собой реальное препятствие на пути европейской интеграции Грузии. Позиция официальных структур Евросоюза однозначна — закон противоречит европейским ценностям и существующим требованиям к стране, имеющей статус кандидата на вступление в ЕС. Закон прямо противоречит конституционному обязательству конституционных органов принимать все меры для европейской интеграции страны в Европейский Союз.
Этот закон не может быть улучшен. Все его содержание является неконституционным, следовательно, негрузинским, неевропейским и недемократичным.
Таким образом, он не подлежит улучшению путем внесения в него поправок, поскольку его суть, содержание и принципы неприемлемы. Следовательно, отмена закона безальтернативна и отражает волю грузинского народа.
Учитывая все вышеизложенное, мы предлагаем отменить закон как можно скорее, на следующий день, и представить соответствующий законопроект», — говорится в тексте вето президента Грузии Саломе Зурабишвили.
Секретарь президента: вето на закон об иноагентах мотивировано
Напомним, 17 апреля законопроект «О прозрачности иностранного влияния» был поддержан 83 депутатами первом чтении, 1 мая — во втором, а в третьем, окончательном, чтении — 14 мая.
Документ предусматривает прохождение регистрации для НПО и СМИ, которые получают более 20% дохода от иностранного государства. Они будут использовать специальные «метки» – надпись о том, что их деятельность финансируется зарубежными институтами.