Процедура назначения референдума в Грузии: конституционалист о том, поддержит ли правительство инициативу президента - SOVA
политика

Процедура назначения референдума в Грузии: конституционалист о том, поддержит ли правительство инициативу президента

Ключи от проведения референдума в Грузии – в руках правящей партии. Об этом в беседе с SOVA заявил конституционалист Вахтанг Хмаладзе. Эксперт в области права рассказал о процессе назначения референдума в связи с инициативой президента Саломе Зурабишвили. После того, как 28 мая правящая «Грузинская мечта» преодолела ее вето на закон об иноагентах, глава государства предложила провести референдум, чтобы выяснить, чего хотят граждане Грузии: «европейского будущего или российского рабства»?

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Вахтанг Хмаладзе

Расскажите подробнее о процедуре, которую президент Саломе Зурабишвили инициировала в ответ на принятие закона «О прозрачности иностранного влияния». Что собой представляет этот референдум и как он должен пройти?

— Я могу рассказать о формальной стороне процедуры назначения референдума. Одним из инициаторов, кто может обратиться с предложением проведения референдума, является группа из более чем 200 000 избирателей. Процедура проходит следующим образом.

Инициативная группа, количество членов которой не определено законом (она должна состоять из более чем одного члена), обращается в Центральную избирательную комиссию с предложением зарегистрировать инициативную группу и вынести вопрос на референдум.

ЦИК имеет право в течение одного месяца зарегистрировать группу или отказать в регистрации. Отказ возможен только в случаях, если ЦИК определит, что вопрос, вынесенный на референдум, противоречит Конституции Грузии и требованиям закона. Конституция Грузии определяет случаи, в которых запрещается проведение референдума.

В случае отказа, инициативная группа имеет право обратиться в Тбилисский городской суд. Суд должен вынести решение в течение пяти дней. Если суд удовлетворит иск, ЦИК будет обязан зарегистрировать группу. Это одна из процедур. Далее Центризбирком может обратиться с предложением внести изменения в поставленный вопрос, который должен быть вынесен на референдум. Изменения возможны только по согласию инициативной группы.

Если группа будет зарегистрирована, ей передается форма, которая должна быть заполнена избирателями, поддерживающими проведение референдума. После этого инициативная группа имеет право начать процесс сбора подписей. На это у группы есть три месяца. Если в течение трех месяцев подписи не будут собраны, регистрация группы аннулируется.

Если группа соберет подписи раньше, скажем, в течение месяца, она вправе представить их в Центральную избирательную комиссию. ЦИК имеет месяц для проверки действительности подписей. Если действительными будут признаны менее 200 000 подписей, процесс прекращается. Если количество подписей подтвердится, ЦИК перенаправляет заявление о проведении референдума президенту Грузии.

Президент вправе назначить дату референдума или отказать в назначении. Это решение может быть опротестовано Конституционным судом. Если президент назначит дату референдума, указ президента войдет в юридическую силу и станет обязательным, если премьер-министр Грузии подпишет это решение. Это называется контрасигнацией. Если премьер-министр не подпишет указ президента, он теряет силу.

Таким образом, без согласия правительства референдум не состоится.

— По вашей оценке, какова вероятность, что, учитывая всю ситуацию, ЦИК не пойдет навстречу инициативной группе? Насколько вопрос, предложенный президентом для референдума о европейском или пророссийском пути Грузии, соответствует или противоречит Конституции?

— Мне трудно заранее сказать, как поступит Центральная избирательная комиссия, но есть вероятность, что уже на начальном этапе она может отказать в регистрации инициативной группы. Хотя это вряд ли будет иметь большое значение, поскольку на последнем этапе правящая партия имеет ключевую роль в назначении референдума. Поэтому, по существу не очень важно, как поступит Центральная избирательная комиссия. Однако, если действия ЦИК не будут соответствовать требованиям закона, это будет еще одним ударом по престижу избирательной комиссии в глазах избирателей и международного сообщества.

Конституционалист: первые поправки в РФ были либеральнее, чем грузинский закон об иноагентах

Были ли в истории Грузии случаи отказа в назначении референдума?

— В истории современной Грузии не было отказов в инициировании референдума по подобному вопросу. Был проведен плебисцит по аналогичному вопросу, и там подавляющим большинством была поддержана интеграция Грузии в евроатлантические структуры. Хотя результаты плебисцита имеют только рекомендательный характер, на основе этой рекомендации в 2017 году в Конституцию были внесены изменения. Эти изменения вошли в силу к концу 2018 года после выборов президента. Согласно им, Конституция обязывает все государственные структуры в рамках своих полномочий проводить действия, способствующие интеграции Грузии в евроатлантические структуры. Это действующая норма Конституции.

Поэтому, по моему мнению, нет никаких оснований ставить под вопрос решение грузинского народа, то есть еще раз спрашивать, поддерживают ли они евроатлантическую интеграцию. Это доказывается тем, что после того плебисцита и внесения соответствующей статьи в Конституцию было проведено много исследований общественного мнения. По моим данным, во всех этих опросах поддержка евроатлантической интеграции составляет более 80-85% опрошенных. Так что я не думаю, что необходимо ставить под вопрос эту внешнеполитическую ориентацию.

Как вы видите развитие сегодняшней ситуации?

— Мне трудно определить это, но настроение, которое я вижу, указывает на то, что протесты не прекратятся с принятием закона. Хотя интенсивность выражения протеста в виде многочисленных митингов и манифестаций, вероятно, уменьшится летом, но возрастет с осени, поскольку в конце октября должны пройти парламентские выборы.

Когда я говорил о том, что подтверждение желания грузинского народа еще одним референдумом необязательно, я имел в виду, что если референдум будет назначен, это будет еще одним подтверждением ориентации Грузии. Как говорится, маслом кашу не испортишь.

Если референдум не будет назначен из-за действий исполнительной власти, это будет еще одним ударом по ее престижу и доказательством того, что правящая партия идет против течения и желания грузинского народа.

Софья Демина