Что известно о санкциях
Еще анонсируя санкции по Грузии, госсекретарь США Энтони Блинкен дал понять, что, помимо политиков, проголосовавших за спорный закон об иноагентах, они коснутся также силовиков, принимавших участие в разгоне мирных протестов. Теперь уже официально объявлено о санкциях в отношении и депутатов, и сотрудники полиции. Более того, в американский «черный список» попали некие «частные лица». Имена фигурантов списка скрываются, но известно, что первый пакет ограничений коснется от 24 до 34 человек.
В ходе брифинга в Вашингтоне пресс-спикер Госдепартамента Мэттью Миллер выразил глубокую обеспокоенность антидемократическими действиями «Грузинской мечты» и ее антизападной риторикой. По его словами, эти действия создают риск отклонения Тбилиси от европейского пути развития и противоречат Конституции страны и воле грузинского народа.
Миллер также напомнил, что госсекретарь США Энтони Блинкен недавно объявил о полном пересмотре всех аспектов двустороннего сотрудничества после принятия закона об иноагентах. В рамках этого пересмотра Госдепартамент и ввел новую политику визовых ограничений.
По словам представителя ведомства, санкции касаются лиц, ответственных за подрыв демократии в Грузии через ущемление прав на мирные собрания и выражение мнения, а также через нападения на мирных демонстрантов, запугивание представителей гражданского общества и намеренное распространение дезинформации по поручению правительства Грузии.
Главный месседж брифинга, который Миллер повторил несколько раз: нынешние санкции – только начало.
«Нам остается надеяться, что лидеры Грузии пересмотрят свои действия. Если они этого не сделают, Соединенные Штаты готовы принять дополнительные меры».
На вопрос о том, знают ли сами фигуранты «черного списка» о том, что теперь подвержены американским санкциям, Мэттью Миллер ответил, что американская сторона их не уведомляла. «Они узнают об этом, если попытаются приехать в Соединенные Штаты», — объяснил представитель Госдепа.
«Власти Грузии поддерживают Путина»: беспрецедентные слушания в Конгрессе США и угроза санкций
Что означают визовые санкции США
Во-первых, введение санкций Соединенными Штатами против чиновников «Мечты» свидетельствует о начале нового этапа взаимодействия с грузинским правительством. Госдепартамент США ясно дал понять, что эти чиновники больше не являются неприкосновенными, что на них будут оказывать давление не только на словах. И введение ограничений для двух-трех десятков человек демонстрирует серьезность намерений Вашингтона.
Во-вторых, американские санкции означают, что Соединенные Штаты видят и не одобряют антидемократические действия грузинских властей. Пока ограничения касаются только въезда в США и дают «Мечте» шанс исправить ситуацию.
При этом, введение первого пакета санкций означает реальную перспективу последующих. Если Тбилиси проигнорирует позицию стратегического партнера, могут приняты и второй, и третий пакеты.
Реакция властей Грузии
Днем 6 июня премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что отношения между Тбилиси и Вашингтоном нуждаются в перезагрузке. Пообещав со своей стороны предпринять меры по их оздоровлению, Кобахидзе добавил, что считает неприемлемым говорить «языком шантажа». Вечером того же дня в Тбилиси узнали, что США вводят персональные санкции против грузинских политиков и силовиков. Реакция членов правящей партии оказалась крайне болезненной.
Генсек «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе назвал решение США «несерьезным» и «смешным». По его словам, ограничения не изменят отношения грузинских властей к своей стране и не повлияют на их поведение. Каладзе подчеркнул, что никто из представителей «Мечты» не боится санкций.
Лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе смешной ситуацию не считает, настаивая: к решению США следует отнестись всерьез. По словам Мдинарадзе, грузинские депутаты имеют право знать, являются ли первыми в мире законодателями, против которых введены санкции за принятие закона.
«Очередной ошибкой США» назвала санкции вице-премьер, министр культуры и спорта Тея Цулукиани. По ее словам, правительство «Грузинской мечты» никогда не отказывалось от дружбы с США и не может представлять проблему для Вашингтона. Цулукиани подчеркнула, что за 12 лет своего существования «Мечта» ни разу не предпринимала шагов против стратегического партнерства ни в технической, ни в политической, ни в моральной сферах.
Прокомментировала министр и тот факт, что она даже не знает, подпала ли под американские санкции: «Нам сказали «No, no, no, не скажем, пока вы не сядете в самолет».
Левые дела российского «Правфонда»: как Кремль «защищает права соотечественников» в ЕС и Грузии
Реакция оппозиции
Лидер партии «Лело» Мамука Хазарадзе заявил, что, приняв решение о санкциях, Америка в очередной раз подтвердила свою непоколебимую поддержку грузинского народа: «Приближается первая волна санкций против вероломного правительства».
Он подчеркнул, что, чем больше правительство «Грузинской мечты» будет отходить от демократии и приближаться к России, тем больше вреда это нанесет стране и ее международным интересам. Хазарадзе назвал это предательством будущего.
Председатель «Единого национального движения» Леван Хабеишвили также поблагодарил США за поддержку народа Грузии. Он подчеркнул, что при нынешнем правительстве, возглавляемом олигархом Бидзиной Иванишвили, экономический крах неизбежен, и это ударит по карманам граждан Грузии.
«Какой инвестор войдет или останется в такой стране?!», — задался вопросом Хабеишвили.
А вот в партии «Гахария за Грузию» считают, что персональные санкции США, направленные на конкретных лиц, имеют побочный эффект и затрагивают всех граждан страны. Депутат Михаил Даушвили подчеркнул, что представители власти, пользуясь положением, фактически защищают свою собственность и имущество, полученное коррупционным или иным путем, в ущерб государственным интересам.
По мнению лидера партии «Ахали» Ники Мелия, нынешние санкции – только начало, и вскоре можно ожидать более серьезных действий со стороны западных стран: «Это ожидаемый и не последний шаг, сделанный западной цивилизацией. Очень скоро, похоже, мы увидим еще более жесткие меры».
Чего ждать дальше
Основатель Европейско-грузинского института (EGI) Георгий Мелашвили считает, что объявленные Соединенными Штатами санкции – это предупреждение, «первичное информирование» лидеров «Мечты о том, что их ожидает.
«С одной стороны, [для властей] это страх перед санкциями, с другой – непонимание. Они не знают, кто конкретно был санкционирован, и это, очевидно, очень раздражает правящую партию».
Самое важное, по словам эксперта: наконец, пришло осознание того, что все серьезно. Дальнейшие шаги Запада могут включать в себя сперва расширение списка санкционированных лиц, затем – финансовые ограничения, отключение от международной финансовой системы, а позже и отмену безвизового режима с Евросоюзом.
По мнению Мелашвили, если США продолжат действовать так же решительно и оперативно, мы получим «полное отключение «Грузинской мечты» от достижений современной цивилизации»:
«Им придется как в советское время хранить деньги у себя под подушкой».
И хотя западные партнеры Тбилиси подчеркивают, что не хотят наказывать граждан Грузии, а лишь оказывают давление на тех, кто действует вопреки воле народа и способствует укреплению российского влияния в регионе, вероятность пересмотра безвизового режима с ЕС уже не кажется такой далекой.
«Установить тотальный контроль»: «Грузинская мечта» инициировала антиЛГБТ-закон