Во время двухдневного визита президента Владимира Путина в Северную Корею Москва и Пхеньян подписали договор о партнерстве, который предусматривает, среди прочего, оказание взаимной помощи в случае агрессии против одного из участников. Как рассказывали о визите российские и северокорейские СМИ — в нашем обзоре по материалам, предоставленным Службой мониторинга Би-би-си.
Главным итогом визита Владимира Путина в Пхеньян, вероятно, можно считать подписание договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве двух стран. Как заявил президент России на совместной пресс-конференции по итогам переговоров, документ предусматривает оказание взаимной помощи в случае агрессии против одного из участников.
По словам Путина, как следствие подписанного договора Россия также не исключает развития военно-технического сотрудничества с КНДР. Именно необходимостью в поставках вооружений, нехватку которых испытывает Москва на третий год войны с Украиной, западные аналитики объясняли первый за 24 года визит Путина в Пхеньян (до этого он был в Северной Корее в 2000 году и встречался еще с отцом нынешнего главы КНДР — Ким Чен Иром).
Впрочем, российские и северокорейские СМИ в духе советской печати настаивали (причем в примерно одинаковых выражениях), что главный результат визита Владимира Путина — «нерушимая и сплоченная дружба между народами России и КНДР» (цитата из материала «Российской газеты»).
О теплых чувствах северокорейцев писали и их СМИ. В сообщении ЦТАК подчеркивалось, что Пхеньянский аэропорт, куда прилетел Владимир Путин во вторник ночью, «был охвачен атмосферой горячего приветствия», а на флагштоках «развевались государственные флаги КНДР и РФ». «Высшие лидеры, проезжая по прекрасным улицам Пхеньяна, где открылся замечательный ночной пейзаж, делились сокровенными думами и обменялись мнениями для более надежного развития отношений между КНДР и РФ в соответствии с общими стремлениями и волей народов двух стран в ходе нынешней встречи» (цитата по русской версии сообщения северокорейского информационного агентства).
В российских СМИ и выражения, и акценты были схожи.
«На улицах Пхеньяна настоящий ажиотаж. По всему пути следования гостей из России развешаны триколоры и портреты Владимира Путина. Толпа ликует. Ким Чен Ын ждет российского лидера на площади. Церемония официальной встречи настолько масштабная, что расписана буквально по минутам. Но лидеры двух стран все равно находят время для короткой беседы, как бы подчеркивая: этот визит больше дружеский, нежели государственный», — говорил корреспондент телеканала ТВЦ в дневном выпуске новостей.
Ведущая новостей на НТВ тоже подчеркивала, что Владимира Путина «в столице КНДР встретили как дорогого гостя».
«Вдоль маршрута следования кортежа президента России тысячи пхеньянцев, в руках у многих цветы и флаги. Они скандируют имя главы российского государства», — говорил корреспондент Первого канала.
«Город украсили еще накануне: здания задрапировали национальными флагами России и КНДР, пионеры в белых рубашках, студенты в футболках цветов российского триколора, здесь же выстроились солдаты роты почетного караула», — дополнял картинку корреспондент телеканала «Мир».
«А следом — традиционный для этой площади военный парад. Расчеты всех родов войск и конное подразделение. <…> Хорошо слышно, что люди скандируют фамилию российского президента: «Корейско-русская дружба и сплоченность. Мы приветствуем Путина», — рассказывали на телеканале «Россия 1».
Эти возгласы, если верить журналистам госканалов, доносились до Владимира Путина и Ким Чен Ына, едущих в кабриолете по центральной площади города под песню «Широка страна моя родная», в которой есть слова «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».
«С такой помпой Путина давно не встречали», — резюмировал в своем репортаже корреспондент «Комсомольской правды».
Такой акцент на торжественности и пышности приема, который делали российские СМИ, может объясняться тем, что после начала войны в Украине и выдачи ордера МУС на арест российского президента география его международных поездок стала значительно уже.
Совместная борьба с империализмом
«Дружба» между Москвой и Пхеньяном родилась, как замечает корреспондент Би-би-си в Китае Лора Бикер, «из удобства», когда каждой из сторон нужно что-то, что есть у другой. По ее словам, в прошлом между двумя странами было мало доверия, и любые разговоры о «бромансе» (несексуальные отношения между двумя мужчинами, считающиеся более глубокими, чем обычная дружба — Би-би-си) могут быть преждевременными.
Российские и северокорейские СМИ меж тем упорно подчеркивали давние и исторически сложившиеся отношения между двумя странами.
Например, агентство ЦТАК написало, что КНДР и РФ «вступили на путь нового всестороннего развития» корейско-российских отношений, «укрепленных в ходе проверки истории из поколения в поколение, из века в век, и энергично подтягивает дело строительства могучего государства, чего желают народы двух стран» (дословная цитата из сообщения северокорейского агентства на русском языке).
Россию и Северную Корею связывает многолетняя дружба и добрососедство, говорили в новостном выпуске на ТВЦ. «Президент напомнил, что дружба наших стран зародилась в условиях тяжелых испытаний, когда советские солдаты вместе с корейскими патриотами сражались за освобождение Кореи от японских захватчиков. Сейчас государства продолжают вместе противостоять новым вызовам», — добавлял корреспондент НТВ.
Корреспондент Би-би-си Лора Бикер пишет, что Москва и Пхеньян являются союзниками в борьбе, как они сами говорят, с «империалистическим Западом» и они явно хотели послать сигналы США и Европе о своем дальнейшем сотрудничестве.
Такие сигналы, действительно, были посланы.
«Владимир Путин и Ким Чен Ын обсудили борьбу с империализмом и поддержку Пхеньяном СВО» — так «Российская газета» озаглавила материал своего корреспондента из Пхеньяна.
На ТВЦ рассказывали, что Ким Чен Ын «на фоне усложняющейся мировой обстановки» заявил о намерении КНДР и дальше укреплять «стратегическое взаимодействие с Россией», а также заверил «в полной поддержке международной политики Москвы».