Что означает статус председателя Совета ЕС
Make Europe Great Again («Сделаем Европу снова великой») – под таким девизом 1 июля Венгрия вступила на пост председателя Совета Европейского союза на ближайшие полгода. Это – видоизменный лозунг Дональда Трампа Make America Great Again, который тот использовал на выборах президента США в 2016 году.
Председательство Венгрии происходит на фоне продолжающихся разногласий Будапешта с Брюсселем. Премьер Виктор Орбан в последнее время неоднократно заявлял: ЕС угрожает суверенитету его страны. В 2022 году Еврокомиссия и вовсе заморозила около 20 млрд евро, положенных Венгрии – правительство Орбана обвиняли в нарушении принципов верховенства закона, вмешательстве в независимость судебных органов власти и коррупции. Помимо этого, на протяжении последних лет Венгрия неоднократно накладывала вето на решения других стран ЕС, в том числе, по вопросу предоставления финансовой помощи Украине.
По этой причине председательство евроскептика Орбана вызвало у многих опасения. Но эксперты отмечают: этот ротационный статус имеет скорее символическое значение и не может полностью изменить политику ЕС. Одна из особенностей председательства в Совете – неспособность проталкивать свои интересы, поскольку эта позиция рассматривается как беспристрастная инстанция. Государства-члены, пытающиеся проталкивать инициативы, соответствующие их национальным интересам, как правило терпят неудачу, поскольку им нужен консенсус и у них нет достаточно времени, чтобы его достичь.
«Это скорее символичный статус. Его основная функция заключается в том, что Венгрия сможет больше фокусировать внимание всего Европейского союза на тех вопросах, которые им более интересны. Учитывая то, что мы знаем, каковы приоритеты Виктора Орбана, мы можем заранее сказать, что он постарается перефокусировать Европейский союз с внешней политики на более внутренние вопросы, которые ему более интересны, чем, например, вопрос той же Украины», — говорит основатель Европейско-грузинского института (EGI) Георгий Мелашвили.
Среди основных функций председательствующей страны – координация во взаимодействии Совета с другими органами власти ЕС: Еврокомиссией и Европарламентом. Еще одна задача – планирование и проведение заседаний Совета. В то же время, у председательствующей страны нет полномочий разрабатывать повестку. Этим вопросом занимается Еврокомиссия. В случае же, если речь идет о внешней политике, – европейское дипломатическое ведомство. Более того, у председателя нет полномочий единолично поднимать отдельные темы.
Слет консерваторов в Венгрии: грузинский премьер раскритиковал европейских либералов
«Сбалансированное» расширение ЕС: с Балканами, но без Украины
В июне венгерское правительство представило основные пункты, на которых намерено сосредоточится в период занимаемой должности. Среди приоритетов: повышение конкурентоспособности экономики ЕС, укрепление оборонной политики, определение курса «политики сплоченности», продвижение «ориентированной на фермеров» политики в сфере сельского хозяйства, реагирование на «демографические вызовы» и обеспечение «последовательной и основанной на заслугах политики расширения».
Постоянный представитель Венгрии в Брюсселе Балинт Одор заявил, что одним из приоритетов на следующие шесть месяцев будет расширение Евросоюза на Западные Балканы. В течении полугода, по его словам, планируется закрыть как можно больше переговорных блоков со странами-кандидатами из этого региона.
«Мы очень хотели бы продолжить переговоры со странами Западных Балкан. Сейчас появляется возможность ускорить процесс расширения Евросоюза на эти страны, которые давно этого ждут. И я думаю, мы должны попытаться организовать конференцию правительств региона, стимулировать диалог но конкретным аспектам и закрыть большинство переговорных статей», – заявил Одор.
При этом в венгерской программе ничего не упоминается о переговорах с Украиной и Молдовой, о начале которых официально было объявлено на прошлой неделе. Ранее Будапешт был единственным членом Евросоюза, выступающим против предоставления Киеву статуса-кандидата на вступление в ЕС.
«Вступление Украины по ускоренной процедуре не отвечает интересам ни Венгрии, ни Евросоюза», – говорил премьер Виктор Орбан.
Впрочем, по мнению Георгия Мелашвили, позиция Будапешта и его председательство в Совете ЕС не смогут повлиять на уже принятое решение о начале переговоров с той или иной страной-кандидатом.
«Решение вопроса о переговорах, также как и вопрос евроинтеграции, не решается одной страной. Оно принимается всем Европейским Советом на базе консенсуса. Если Венгрия попытается заблокировать, то да, у них есть право вето. С другой стороны, у нас есть решение Европейского Совета, который поддержал начало переговоров с Украиной и Молдовой и, в то же время, заморозил евроинтеграцию Грузии из-за принятия ряда законов. С какими бы приоритетами не входила Венгрия в свое председательство, окончательное решение – за всеми странами ЕС, и одной конкретной стране не удастся перекрыть все предыдущие решения».
Визит в Киев: вынужденный шаг или добровольные уступки
На фоне вступления Венгрии на должность председателя Совета ЕС из Киева пришла новость: премьер Виктор Орбан прибыл в страну с необъявленным ранее официально визитом.
«Символический статус, который должен давать какие-то привилегии Венгрии, действует наоборот. То, что Орбан объявил о своем неожиданном визите в Киев, по своей сути очень хорошо показывает, насколько эта символическая должность может играть большую роль», – отмечает Мелашвили.
Визит Орбана стал первым после начала полномасштабного вторжения России в Украину. На совместном брифинге по итогам встречи венгерский премьер заявил, что Будапешт ценит мирные инициативы Киева, при этом он призвал президента Владимира Зеленского подумать о возможности временного прекращения огня и о действиях, которые могли бы ускорить мирные переговоры с РФ. Кроме того, Орбан заверил, что готов принять участие в модернизации украинской экономики и всесторонней поддержке украинских беженцев. Зеленский сказал, что его переговоры с венгерским лидером могут послужить основой для будущего соглашения между Киевом и Будапештом.
Стоит отметить, что ранее Орбан выступал не только против предоставления Украине статуса-кандидата на вступление в ЕС, но и против выделения Киеву масштабного пакета финансовой помощи. Венгрия согласилась снять свое вето только после того, как остальные лидеры Евросоюза на специальном саммите заявили Орбану, что его позиция в этом отношении недопустима.
Потепление в отношениях Будапешта и Киева произошло после того, как Украина пошла на некоторые уступки в отношении положения национальных меньшинств, в том числе закарпатских венгров. Речь шла об 11 требованиях, касающихся права на использование венгерского языка при обучении школьников и особого статуса территорий, где живут этнические венгры. После этого Будапешт снял возражения против начала переговоров о вступлении Киева в ЕС.
Как отмечает Георгий Мелашвили, ранее Венгрия также довольно скептически относилась к возможности победы Украины в войне с Россией, что, по его словам, большинством европейцев воспринималось как проявление пророссийской позиции. Но неожиданный визит Орбана в Киев может указывать на то, что Будапешт решил пересмотреть свои взгляды.
«Во-первых, он понимает, что теперь говорит от имени всего Европейского союза. Во-вторых, на сегодняшний день мы видим, что российским войскам достаточно сложно сдерживать украинские контрнаступления. Да, есть какие-то определенные успехи, но несмотря на все это, украинцы смогли не только стабилизировать фронт, но и перейти в наступление на некоторых участках. Думаю, визит Орбана говорит о том, что Венгрия тоже видит эту ситуацию, они понимают, что положение на поле боя на сегодняшний день больше склоняется в сторону Украины, и этот визит – как бы попытка убить двух зайцев: показать поддержку Украине и, тем самым, обелить имидж».
«Друг не поможет»
В последние годы наблюдается значительное идеологическое сближение правительства «Грузинской мечты» с венгерскими властями. Экс-премьер Ираклий Гарибашвили и Виктор Орбан называли друг друга «лучшими друзьями» и совершали взаимные визиты. Помимо этого, грузинское правительство неоднократно говорило, что разделяет с Будапештом общие традиционные ценности.
Еще летом прошлого года Венгрия поставила Еврокомиссии ультиматум в вопросе предоставления Грузии статуса кандидата в ЕС. Будапешт говорил, что подпишется под документом о начале переговоров о вступлении Украины только в том случае, если все страны-члены Содружества согласятся предоставить статус кандидата и Тбилиси.
Вероятно, правительство «Грузинской мечты», которое буквально на прошлой неделе получило очередное недвусмысленное предупреждение от Брюсселя, возлагает определенные надежды на председательство Орбана в Совете ЕС. Но эксперт Георгий Мелашвили считает эти ожидания беспочвенными.
«Если у «Грузинской мечты» есть надежды, что венгерское председательство как-то изменит отношение или к «российскому» закону [об иноагентах], или к тому, что «Грузинская мечта» активно разрушает все достижения страны на пути евроинтеграции, то эти ожидания ни на чем не основаны. И им все равно будет сложно получить какие-то знаки поддержки из Брюсселя. Венгерское председательство символично и не сможет перекрыть все те решения, которые были приняты до этого».
Грузия + Венгрия = любовь по-антиевропейски: Орбан едет в гости к Гарибашвили