Разочарование для одних, победа для других
«Решение арбитража разочаровывает». Так в Консорциуме развития Анаклия (ADC) отреагировали на отклонение иска против правительства Грузии в арбитражном суде после четырех лет судебных тяжб.
«Мы продолжаем считать, что правительство действовало неправомерно, в ущерб интересам граждан Грузии, когда оно пыталось нанести вред проекту порта Анаклия, что привело к задержке (строительства) порта на почти десять лет, а Грузия потеряла тысячи рабочих мест и доход».
Иск консорциума был связан с расторжением подписанного в январе 2020 года инвестиционного соглашения между ADC и правительством Грузии и выплатой компенсации размером в 1,5 млрд долларов. По данным организации, совместно с инвесторами они вложили в проект около 80 млн долларов. Однако правительство Грузии, как отмечают в консорциуме, вместо того, чтобы сыграть вспомогательную роль, «подрывало» усилия компании.
Еще одним важным вопросом, согласно заявлению консорциума, является экономическое развитие страны, которое связано с ее западным будущим.
«В упомянутом процессе строительство и эксплуатация порта Анаклия служили бы интеграции страны с Западом, а не с Россией или Китаем», — говорится в заявлении.
Консорциум развития Анаклии объясняет подачу иска в арбитраж тем, что имеет обязанность защищать финансовые интересы своих инвесторов.
«Мы не теряем оптимизма по поводу того, что порт Анаклия будет развиваться так, как изначально предполагалось – на благо граждан Грузии».
В правительстве с обвинениями изначально не были согласны. Как отметил на пресс-конференции 30 июля министр юстиции Рати Брегадзе, международный арбитраж полностью разделил правовые аргументы Минюста и установил, что, несмотря на неоднократное перенос сроков, установленных для поиска финансирования строительства порта, инвестор не смог выполнить обязательство исключительно по своей вине.
«Спор завершился победой Грузии. Я поздравляю Грузию с очередной великой победой», — заявил Брегадзе.
Носителем коммерческого риска проекта, по словам министра, был только консорциум. Правительство же ни прямо, ни косвенно не препятствовало инвестору в осуществлении проекта, заверил он.
«Принимая во внимание все вышеуказанное, арбитраж подтвердил, что правительство Грузии расторгло инвестиционное законно, а требование истца о компенсации было полностью отклонено. Напротив, истца обязали выплатить 650 тысяч долларов в пользу правительства Грузии», — сказал Брегадзе.
Прокомментировал решение арбитража и премьер-министр Ираклий Кобахидзе. Глава правительства заявил, что суд наконец установил истину.
«Хазарадзе-Джапаридзе не удалось привлечь инвесторов по той простой причине, что они отказались от проекта. Напомним, инвесторов они искали везде – и на Западе, и на Востоке, и на Севере, но привлечь инвестора нигде не удалось. Поэтому фактически они виноваты в провале, и государство в этом деле абсолютно прозрачно».
В свою очередь основатель «Консорциума развития Анаклии» Мамука Хазарадзе выразил сожаление в связи с отклонением иска в арбитражном суде. На своей странице в Facebook он еще раз повторил обвинения в адрес правительства, отметив: власти сначали помешали работе консорциума над этим проектом, а затем полностью заблокировали его реализацию. Теперь же, по словам Хазарадзе, вопрос должен решиться на предстоящих осенью парламентских выборах, а грузинский народ «должен привлечь правительство к ответственности за эту неудачу».
Китайский вопрос
Среди прочего Хазарадзе коснулся проблемы, связанной с участием китайских компаний в крупных инфраструктурных проектах в Грузии. Он отметил, что инвесторы из КНР привозят сотрудников из-за границы, которые занимают рабочие места вместо грузин.
«Грузинская мечта» заявляет, что продолжит проект совместно с китайской компанией с сомнительной репутацией и санкционированной на Западе, которая контролируется Коммунистической партией, которая уличена в коррупции, нанесении вреда окружающей среде, незавершенных проектах и трудовой эксплуатации», — написал Хазарадзе.
Буквально два месяца назад стало известно: строительством глубоководного порта в Анаклии займется китайско-сингапурский консорциум с участием China Communications Construction Company. За победу в тендере боролись две международные компании. Однако, как заявил на брифинге 29 мая министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили, только восточноазиатский консорциум смог вовремя подать заявку и стал победителем тендера.
Выбор в пользу китайской компании тогда вызвал резкую критику со стороны оппонентов властей. Тенденция активного углубления двусторонних отношений с КНР на фоне кризиса в отношениях с Западом и усиления антизападной риторики со стороны членов правящей партии, по мнению оппозиции, выглядела явным демаршем в адрес партнеров, которые не раз проявляли интерес к проекту.
Более того, эксперты и СМИ выяснили, что с победителем тендера не все так гладко. Глава НПО «Гражданская идея», экс-министр обороны Тина Хидашели сообщила, что ведущая китайская компания находится под американскими санкциями. В 2020 году министерство торговли США включило в «черный список» ряд бизнес-организаций из КНР за помощь военным в постройке искусственных островов в Южно-Китайском море. Под санкции, в том числе, попали и «дочки» China Communications Construction Company. Спустя год президент Джо Байден подписал указ, запрещающий инвестировать в компании из КНП, подрывающие безопасность Соединенных Штатов.
Лаша Дзебисашвили: оборонная сфера Грузии в «окне небезопасности»
Проект преткновения интересов
Вопрос строительства порта в Анаклии на протяжении всего периода правления «Грузинской мечты» был камнем преткновения между действующей властью и «Консорциумом развития». Идея строительства глубоководного порта принадлежала еще третьему президенту Грузии Михаилу Саакашвили. Новую морскую гавань называли «Проектом века», который сулил превратить страну в связующее звено в торговле между Китаем и странами Европы.
Изначально государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и в 2016 году объявило тендер с этими условиями. Победителем стал «Консорциум развития порта Анаклии». Совместно с американская компания Conti International LLC была создана Anaklia Holding JSC. Участие американской стороны тогда было обязательным условием государства.
Строительство началось в декабре 2017 года, но через полгода, когда уже началось углубление акватории, работы были заморожены. А в 2020 году правительство разорвало контракт с «Консорциумом развития Анаклии». Причиной, как утверждала власть, стало невыполнение обязательств по развитию проекта. Сооснователей консорциума Мамуку Хазарадзе и Бадри Джапаридзе в 2019 году обвинили в отмывании денег. Тогда же, на фоне материальных и репутационных потерь консорциума, проект покинул крупный американский инвестор – Conti Group International. Хазарадзе и Джапаридзе, в свою очередь, связывали свое уголовное преследование с попыткой изолировать их от политических процессов.
Власти Грузии вернулись к идее строительства глубоководного порта только в конце 2022 года. Тогдашний премьер Ираклий Гарибашвили объявил, что государство оставляет за собой контрольный пакет – 51% доли в строительстве порта, и на оставшуюся часть (49%) будет объявлен тендер. Позже он пообещал, что строительство начнется весной 2024 года, а тендер завершится уже в январе.
Примечательно, что Москва неоднократно открыто выступала против проекта Анаклии. По крайней мере, его передачи западным инвесторам. Глубоководный порт на черноморском побережье Грузии мог стать не только конкурентом Новороссийску, но и новой геополитической угрозой.
Российские официальные лица сделали ряд публичных заявлений, в том числе, о том, что «порт может при необходимости размещать военные корабли США, американские подводные лодки и военные корабли НАТО».
Бывший заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин говорил: «Тбилиси нужно сформировать мнение – либо он выбирает атмосферу региональной стабильности на Южном Кавказе, либо евроатлантическую повестку дня».
Эксперты считают, что на выбор в пользу китайской компании отчасти могла повлиять проводимая «Грузинской мечтой» политика нераздражения Кремля. Восточноазиатский консорциум в Черном море мог бы стать компромиссным вариантом для Москвы.
«Грузинская мечта» надоела населению»: о чем говорят результаты опроса Edison Research