Расследование Bellingcat: обновленные снимки
В октябре 2023 года де-факто президент Абхазии Аслан Бжания заявил, что между Сухуми и Москвой подписано соглашение о строительстве новой военно-морской базы РФ в Очамчире. Она должна стать постоянным местом дислокации частей российского военно-морского флота (ВМФ). Хотя официального подтверждения от Москвы тогда не последовало, а активность на месте была минимальной, с начала 2024 года ситуация изменилась.
Расследовательская группа Bellingcat продолжала отслеживать события вокруг строительства этой базы. На указанной территории в Очамчире начались активные строительные работы, включая возведение множества зданий и инфраструктуры вдоль периметра, что было выявлено с помощью анализа спутниковых снимков.
«Среди последних изменений, наблюдаемых на базе Очамчире, – появление нескольких новых фундаментов, расчистка земли под застройку и новый периметр, который значительно расширит территорию базы. К востоку от гавани, где железнодорожные пути входят на территорию военной базы, было расчищено около девяти гектаров земли, и в течение последних нескольких недель велось строительство большого бетонного фундамента площадью примерно 100 х 40 метров», — пишет Логан Уильямс, исследователь в Bellingcat.
На опубликованных спутниковых снимках видно, что на восточной стороне базы, у границы с городом Очамчире, появилась новая дорога, которая огибает периметр базы. Автор публикации делает вывод, что вдоль этой дороги установлено ограждение, что может свидетельствовать о значительном расширении территории военной базы. С июня 2024 года вблизи гавани также началось строительство нового фундамента.
«На западной стороне базы было очищено поле, а в его центре вырыта большая траншея, предназначение которой пока неизвестно. На пляже видны очищенные участки, которые, вероятно, используются для добычи песка и строительных материалов, как это происходило ранее, согласно спутниковым снимкам Google Earth», — говорится в материале.
Кроме того, расследовательской группой был зафиксирован буксир ВМФ России проекта 22870, о прибытии которого в Очамчире из Новороссийска впервые сообщило издание Naval News 10 июля 2024 года. Это было первое значительное прибытие российского военно-морского судна после заявлений о строительстве военной базы. Согласно данным Naval News, этот корабль принадлежит Черноморскому флоту РФ и принимает участие в российско-украинской войне.
Военные цели в Очамчире
Пока Bellingcat сообщает об ускорении строительства базы в Очамчире, грузинские эксперты называют примерные даты. Предполагается, что уже к началу осени на базе могут разместиться военные корабли и подводные лодки.
«Мы наблюдаем по фотографиям, что военно-морская база в Очамчире готовится к участию в военных действиях против Украины. База подготавливается к размещению кораблей и подводных лодок, что планируется на сентябрь. Уже сейчас Украина располагает оружием, способным достичь эти цели. В сентябре ситуация в регионе станет более опасной из-за присутствия военных кораблей», — говорит председатель «Европейских демократов» Паата Давитая в интервью Formula.
Конфликтолог Паата Закареишвили, напротив, считает, что строительство военной базы идет «в очень медленном темпе», поскольку о ее создании было объявлено давно.
«На практике пока там не наблюдается значительных военных объектов. Сейчас занимаются ремонтом береговой линии, зданий и крыш, но нет работ по углублению порта. Площадь самого порта маленькая. Порт – это причалы, это глубина воды, а не только административные здания. Таким образом, в порту, хотя это скорее небольшая бухта, может разместиться максимум два-три катера среднего размера. Их трудно назвать полноценными военными кораблями. Поэтому, скорее всего, речь не идет о серьезных военных действиях», — отметил конфликтолог.
Закареишвили считает, что территория Очамчире скорее станет промежуточным военным объектом, а не полноценным крупным портом. По его мнению, база может быть использована, например, для заправки, хранения топлива для больших кораблей, размещения военной полиции и выполнения других вспомогательных функций.
«В любом случае это не сможет заменить крупные порты, такие как Севастополь, Феодосия или другие порты на побережье Российской Федерации в Краснодарском крае. Я полагаю, что Москва планирует создать дополнительный военный компонент. Возможно, и чтобы создать угрозу для Грузии и Запада в контексте НАТО, учитывая близость административных границ», — говорит эксперт.
В Абхазии отозван закон об апартаментах: уступка обществу или тактика выжидания
С самого начала украинская разведка утверждала, что главная цель строительства – создание в Очамчире безопасной гавани для кораблей Черноморского флота РФ. Особенно после ударов ВСУ по оккупированному Крыму, которые привели к потере нескольких боевых кораблей. В аналитических кругах пришли к выводу, что в этих условиях командование Черноморским флотом, вероятно, решило переместить оставшиеся корабли в более защищенные порты.
«После комбинированной воздушной и морской атаки на Севастополь во второй половине октября 2022 года Россия перевела большую часть своего флота в Новороссийск. Новороссийск подвергался аналогичным атакам в августе 2023 года, мае и июле 2024 года. Сразу после июльской атаки исследователь открытых источников Х. И. Саттон отметил, что российский буксир проекта 22870 переместился из Новороссийска на базу в Очамчире. Хотя база уже давно обслуживает группу кораблей береговой охраны ФСБ, это первое судно ВМФ России, использующее эту базу», — пишет Bellingcat.
Строительство и расширение инфраструктуры свидетельствуют о подготовке базы к приему российских кораблей, которые будут скрыты от украинских дронов. Однако Украина уже имеет оружие, способное достигать таких дальних целей, а президент Владимир Зеленский заявлял о намерении атаковать любые объекты, представляющие угрозу.
«У Украины будут легитимные причины для нанесения ответных ударов по российским кораблям, включая те, что находятся в порту Очамчире», — говорит аналитик «Фонда Рондели» Торнике Турманидзе.
Мнение о том, что порт так или иначе становится легитимной целью в контексте украино-российского противостояния на Черном море, разделяет и Закареишвили. Хотя для самой Москвы, убежден он, порт имеет больше символическую и логистическую ценность, чем атакующую или боевую, поскольку таким образом она «контролирует Черное море».
«Не исключено, что, если случайно в порту окажется боевой корабль среднего размера, его уязвимость возрастает из-за удаленности от Крыма, например, где его могут защищать другие корабли, нежели он будет в Очамчире, близ недружественной Грузии… Если Украина решит взять порт под контроль, чтобы в случае необходимости поразить его из стратегических или тактических целей, это будет очень неприятно для Абхазии, даже если граждане Абхазии не пострадают», — говорит Закареишвили.
С самого начала планы Кремля по созданию постоянной российской военно-морской базы в порту Очамчире вызвали серьезное беспокойство у части грузинского общества. Многие по-прежнему опасаются, что база в оккупированном регионе может втянуть Грузию в войну России с Украиной, а также повлиять на планы Тбилиси по созданию современного глубоководного порта в Анаклии, примерно в 30 км к югу от Очамчире. Этот многомиллиардный проект призван превратить страну в международный транзитный узел для обмена товарами между Китаем и Евросоюзом.
«Между Гальским и Зугдидским районами есть, к примеру, какая-то инфраструктура, которая может не столько угрожать, сколько висеть дамокловым мечом над проектом порта Анаклия. С другой стороны, учитывая, что теперь это – китайский проект, возможно, он будет служить гарантом безопасности для китайцев», — говорит Закареишвили.
Впрочем, как пишут расследователи Bellingcat, информация о планах России в отношении военно-морской базы в Очамчире пока весьма скудная. Хотя спутниковые снимки и показывают, что идет расширение базы, остается неясным, каково будет назначение новых сооружений, каковы долгосрочные цели России в отношении базы и как это повлияет на ее стратегическое положение в Черном море.
«Победа Грузии» или «ущерб интересам граждан»: арбитраж отклонил иск «Консорциума развития Анаклии»