парламента
В июне 2023-го Рори Голден принимал участие в злополучной экспедиции, находясь на легком ледоколе Polar Prince — основном судне, зафрахтованном компанией Oceangate, чтобы добраться до места, под которым на дне навсегда упокоился «Титаник».
С начала погружения не прошло еще двух часов, когда связь с подлодкой, на борту которой находилось пять человек, неожиданно пропала — и больше уже не восстановилась.
«У всех нас в голове были одни и те же мысли, — вспоминает он. — Как они там внизу, в этом страшном холоде? Запасы кислорода там иссякают, и им должно быть безумно страшно».
Так что позже — узнав, что подлодка взорвалась мгновенно, вскоре после погружения, — он испытал что-то, похожее на облегчение. По крайней мере смерть находившихся на борту была быстрой и безболезненной: страдать им не пришлось.
Впрочем, поначалу, по его словам, особого беспокойства на Polar Prince как раз не испытывали: потеря связи в океане — дело обычное. Лишь когда капитан судна поднял тревогу, Рори понял, что случилось что-то серьезное.
Береговая охрана США объявила о начале масштабной поисково-спасательной операции. Через пару дней поисковые самолеты засекли сигнал, который могла издавать пропавшая подлодка.
Лишь потом стало известно, что при приближении к «Титанику», лежащему на дне Атлантики, «Титан» не выдержал чудовищного давления и взорвался, в мгновение ока умертвив всех находящихся на борту.
«Но в течение четырех дней мы жили ложной надеждой, — вспоминает Рори Голден. — И на множество вопросов найти ответы нам еще только предстоит».
В числе погибших — британский ученый Хамиш Хардинг, британский бизнесмен из Пакистана Шахзада Дауд и его сын Сулеман, генеральный директор компании Oceangate Стоктон Раш и французский дайвер Поль Анри Наржоле.
С последним Рори близко дружил: исследованию подводных глубин Наржоле посвятил всю свою жизнь. Перед злополучным погружением они попрощались — как выяснилось, в последний раз.
«Корабль он покидал в прекрасном расположении духа и в отличной форме, — вспоминает Голден. — Он был счастлив: ведь он направлялся именно туда, куда так стремился».
Сейчас Голден вновь находится в очередной экспедиции к «Титанику» — первой после трагедии «Титана». И эту экспедицию, по плану, должен был возглавить именно Наржоле.
В его честь на месте крушения подлодки установлена мемориальная доска, после чего на судне провели запоздавшую панихиду по всем погибшим на борту «Титана».
Сам Рори Голден уже опускался к «Титанику» за год до того, на другой подлодке Oceangate.
Таких, как он, в экспедиции немало. До злополучного погружения, окончившегося трагедией, «Титан» спускался к «Титанику» и поднимался обратно целых 15 раз.
На вопрос, не пришлось ли ему переосмыслить свой спуск к кораблю в свете случившейся позже катастрофы, Рори отвечает философски.
«Это было не мое время, — разводит руками он. — Никогда не знаешь, когда придет твое. И эта трагедия, конечно, помогла всем нам это осознать».
Обнаружение обломков «Титана» через четыре дня после его исчезновения подтвердило судьбу тех, кто находился на борту.
«Мы все плакали, когда были найдены останки подлодки», — сказал он.
«Между всеми нами, кто был на корабле в ту неделю, образовалась особая связь. И эта связь будет существовать всегда».
Перед погружением отраслевые эксперты подняли много серьезных вопросов относительно безопасности батискафа «Титан».
Расследование, проводимое береговой охраной США и Канады, все еще продолжается.
Вероятно, они будут призывать к изменениям, чтобы подобная трагедия не повторилась.