АМЮГ (Ассоциация молодых юристов Грузии) опубликовала заявление, посвященное трагедии в Шови, в котором говорится о том, что государство должно было предпринять в связи с законодательством и практикой управления рисками стихийных бедствий, чтобы не допустить природной катастрофы.
НПО подчеркивает, что в Грузии по-прежнему отсутствуют системы раннего оповещения, которые обеспечивают предотвращение/минимизацию опасностей, вызванных стихийными бедствиями.
В 2023 году Ассоциация подготовила документ-пособие в связи с законодательством и практикой управления рисками стихийных бедствий в Грузии на примере событий в Раче и Гурии в 2023 году, в котором, по мнению организации, многие ключевые вопросы, поднятые в связи с этими проблемами, к сожалению, до сих пор остаются без ответа.
«В частности, в нем обсуждается, какие виды законодательного регулирования существуют в этой области на центральном и местном уровнях в стране и какие обязательства несут государственные органы для обеспечения эффективного управления рисками стихийных бедствий.
В документе также излагаются международные обязательства, которые налагаются на Грузию в рамках различных международных соглашений и планов действий, а также необходимость быстрого и эффективного выполнения этих обязательств.
Кроме того, в нем обсуждаются существующие программные документы, стратегии и планы действий в области управления рисками стихийных бедствий, чтобы лучше показать, с какими вызовами и потребностями сталкивается государство, как выполняются цели и конкретные действия, определенные этими документами.
Жизнь в здоровой окружающей среде является основным правом человека, которое признается, среди прочего, статьей 29 Конституции Грузии и, в свою очередь, важно для надлежащего осуществления других основных прав человека, таких как: право на жизнь, здоровье, развитие и т.д.
Для их защиты государство обязано принимать соответствующие превентивные меры и меры по смягчению последствий; защищать людей от загрязнения окружающей среды, ее деградации и угроз со стороны стихийных бедствий.
Основываясь на общедоступных официальных материалах и информации, распространяемой средствами массовой информации, в документе анализируется, какие проблемы, затруднения и предполагаемые нарушения могли быть выявлены государственными органами в ходе осуществления мероприятий по управлению рисками стихийных бедствий в Рача и Гурии. Также пересматриваются международные стандарты проведения эффективных расследований и выявляются недостатки в текущем процессе расследования», — говорится в заявлении АМЮГ.
По данным НПО, на сегодняшний день в общедоступных источниках нечетко прописано, что было изучено и оценено, на основании чего 18 декабря 2022 года был утвержден план развития курорта Шови, который предусматривал предоставление права на строительство жилья гостиничного типа в зона бедствия, несмотря на риск, указанный в геологическом бюллетене.
«Спустя год после трагедии в Шови заслуживают внимания обещания, данные премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе на месте трагедии, в том числе в отношении строительства, на фоне того факта, что возник ряд вопросов относительно безразличного отношения к рискам и возможного пренебрежения опасными сооружениями лицами из соответствующих органов власти во время
Также неизвестно, осуществляло ли Национальное агентство по охране окружающей среды сбор и обработку необходимой информации до развития стихийного бедствия; почему угроза не могла быть своевременно выявлена, какие системные недостатки существуют при сборе и обработке информации и с какими проблемами сталкиваются сотрудники Национального агентства по охране окружающей среды в этом процессе или какие шаги были предприняты», — говорится в публикации.
Премьер: в Рача будем развивать туризм и крупную туринфраструктуру
АМЮГ пишет и о том, что местные жители уже много лет говорят о сохраняющихся угрозах со стороны реки Бубисцкали, но, несмотря на это, «остается под вопросом, почему органы самоуправления не смогли проявить интерес к этим рискам».
В заявлении говорится, что паспорт безопасности (документ подтверждающий установление определенных мер безопасности в отношении процесса производства продукции/вещества/материала и ее непосредственного применения — ред.), определенный законом Грузии «О гражданской безопасности», не был разработан в муниципалитете Они.
«Спустя 1 год после трагедии в Шови до сих пор неизвестно, у всех ли муниципалитетов есть этот документ или на какой стадии находится процесс его разработки, и прикреплены ли они к картам, зонированным в соответствии с соответствующим риском, и если есть паспорта безопасности, то почему они не находятся в открытом доступе.
Например, согласно письму муниципалитета Они от 4 декабря 2023 года, в муниципалитете отсутствовал паспорт безопасности, и в сотрудничестве со Службой по управлению чрезвычайными ситуациями и Национальным агентством по охране окружающей среды проводилась процедура подготовки паспорта безопасности муниципалитета.
Кроме того, служба по чрезвычайным ситуациям не разъяснила общественности, можно ли будет своевременно вывезти людей из зоны бедствия, имеются ли планы эвакуации и технические, материальные и людские возможности, необходимые для их выполнения», — говорится в заявлении НПО.
В организации подчеркнули, что в результате трагедии в Шови 3 августа 2023 года не был установлен ни один человек, ответственный за трагедию.
«Несмотря на многочисленные обращения со стороны неправительственного сектора, квалификация проводимого расследования по этому делу по-прежнему остается проблематичной, что свидетельствует о том, что следственный орган не заинтересован в проведении расследования в полном объеме и всеми возможными способами.
Прокуратура пока не признала потерпевшей часть выживших в результате стихийного бедствия в Шови, в том числе детей, которые находились непосредственно под оползнем в течение нескольких часов.
Учитывая масштабы трагедии, очевидно, что общественный интерес к ведущемуся расследованию был высок в течение всего года. Однако вместо того, чтобы проинформировать общественность, даже юрист общественной организации «Партнерство за права человека», участвующей в деле АО, отказался передать копии протокола, материалы уголовного дела, а в феврале 2024 года они ограничили в праве говорить об этом публично. Это говорит о том, что следственный орган сосредоточен на том, чтобы избежать острых вопросов, связанных с расследованием, и формально проводит расследование», — говорится в заявлении.
Амюг призывает:
- Национальное агентство по охране окружающей среды — обеспечить сбор и обработку информации для выявления рисков надвигающихся стихийных бедствий; информировать общественность о проблемах в этой связи и о том, какие шаги были предприняты за последний год для их устранения;
- Муниципалитеты — разрабатать паспорта безопасности. Предоставить общественности информацию о том, что сделано в этом направлении и на какой стадии находится процесс их разработки.
- Службу управления чрезвычайными ситуациями — информировать общественность о том, что сделано для разработки системы раннего оповещения и на какой стадии находится этот процесс;
- Прокуратуру и следственные органы — предоставить общественности полную информацию о проведенных следственных действиях и их результатах, а также о том, почему расследование не проводится в соответствии с квалификациями, предусмотренными статьями 128 (оставление в покое при судебном разбирательстве) и 342 (служебная халатность) Уголовного кодекса», — говорится в заявлении АМЮГ.
Напомним, 3 августа 2023 года в Шови сошел оползень. Огромная грязевая масса, обрушившаяся на курорт, снесла коттеджи, где остановились десятки людей, автомобили, мосты, выкорчевала деревья, в результате оползня погибли 33 человека (тело одного человека до сих пор не обнаружено — ред.).
Расследование, которое должно выявить причины катастрофы, последствия, меры, принятые соответствующими органами государства, вопросы, связанные с поисково-спасательной операцией, продолжается спустя год.
Институт наук о Земле: избежать трагедии в Шови можно было при наличии системы оповещения