Департамент, который был создан, чтобы следить за соблюдением закона об иноагентах («О прозрачности иностранного влияния»), возглавит Сандро Кирвалидзе, сообщает Publika.
Это ведомство имеет официальное название — Департамент финансовых деклараций. В июле он был присоединен к Агентству публичного реестра Грузии. Вопросы, связанные с аналогом российского закона об иноагентах — против НПО и СМИ, находятся в непосредственном ведении этого департамента.
Сообщается, что Сандро Кирвалидзе сам недавно покинул НПО — ранее он был членом правления одной из неправительственных организаций (с 2015 по 14 август 2024 год) — «Союза азербайджанцев Грузии за содействие реформам и развитию».
Согласно информации, опубликованной на веб-сайте публичного реестра, Сандро Кирвалидзе возглавит Департамент финансового декларирования. В этом же департаменте представлены две Службы:
- Регистрационная служба — ее возглавляет Тинатин Гугунишвили;
- Служба мониторинга деклараций — руководитель Ираклий Кервалишвили.
По информации публичного реестра, Сандро Кирвалидзе — юрист по образованию, имеет ученую степерь бакалавра и магистра юриста. С 2012 по сегодняшний день работает в Министерстве юстиции Грузии.
Напомним, аналог российского закона об иноагентах — «О прозрачности иностранного влияния», как его назвали представители партии власти, — в Грузии вступил в силу 4 июня 2024 года после подписания документа спикером парламента Грузии. Через 60 дней (4-5 сентября) все организации, которые имеют значительное зарубежное финансирование, должны будут зарегистрироваться на специальном портале.
17 апреля законопроект «О прозрачности иностранного влияния» был поддержан 83 депутатами первом чтении, 1 мая — во втором, а в третьем, окончательном, чтении — 14 мая.
18 мая президент Грузии Саломе Зурабишвили наложила на законопроект «Мечты» вето, подчеркнув, что он — «российский» и что «не подлежит никаким изменениям».
Кроме того, Зурабишвили возвратила аналог российского закона об иноагентах в парламент. Документ состоит из трех страниц и описывает статьи Конституции, которым противоречит законопроект партии власти «О прозрачности иностранного влияния».
Шаг парламентариев на Западе вызвал шквал критики: посол Германии Петер Фишер даже заявил, что, пока в Грузии будет действовать этот закон, со страной переговоры о вхождении в состав ЕС не будут открыты.
А координатор США по санкционной политике Джим О’Брайен заявил, что правящей силе Грузии «придется играть по правилам того клуба, в который вы пытаетесь вступить».
Политсовет «Грузинской мечты» ответил на решение Госдепартамента США ввести визовые ограничения: в партии власти назвали намерения Вашингтона «контрпродуктивными» и «беспрецедентными».
В Москве на этом фоне звучат слова поддержки в адрес «принципиальной позиции» нынешних властей Грузии, подчеркиваются «двойные стандарты» Запада в отношении к стране.
Высказалась в своем заключении и Венецианская комиссия, которая настоятельно рекомендовала «Грузинской мечте» отменить закон в его нынешнем виде. Подчеркивается, что за последние годы была проведена оценка законодательства «Об иностранных агентах», которое действует в Российской Федерации, Венгрии и Кыргызстане, а также вопрос о принятии которого рассматривался в Боснии и Герцеговине. Закон, инициированный в Грузии, содержит «много общего» с законодательством этих стран, говорится в документе.
Комиссия подчеркивает, что существующая редакция закона создает негативные помехи в свободе собраний и выражения мнений, праве на неприкосновенность частной жизни, праве заниматься государственными делами, а также в запрете дискриминации.
В целом Запад заговорил об откате демократии в Грузии, обвиняя в этом партию власти «Грузинская мечта».