2 минуты назад
Александр Лукашенко подписал указ о помиловании 30 политзаключенных, но в Беларуси продолжают выносить политически мотивированные приговоры. А Киев опровергает утверждение Лукашенко о том, что к границе с Украиной переброшена почти треть белорусской армии.
Русская служба Би-би-си рассказывает о главном в Беларуси за неделю.
На свободу вышли тридцать политзаключенных
16 августа Александр Лукашенко подписал указ о помиловании 30 политзаключенных, находившихся в тюрьмах по всей стране.
Среди них — 14 женщин и 16 мужчин, некоторые из которых, по информации белорусского правозащитного центра «Вясна», имеют серьезные заболевания.
На данный момент правозащитники «Вясны» называют фамилии 13 освобожденных, включая журналистку Ксению Луцкину, политика Василия Береснева и бывшую учительницу Аллу Зуеву.
У Зуевой еще до возбуждения уголовного дела за комментарии в телеграме, в которых она якобы оскорбляла Лукашенко, диагностировали лейкоз — рак крови.
У Ксении Луцкиной, осужденной за журналистскую работу на восемь лет колонии по статье о заговоре с целью захвата власти, уже после приговора обнаружили опухоль головного мозга.
Один из самых возрастных белорусских политзаключенных — 74-летний председатель независимого профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Василий Береснев — был приговорен к девяти годам колонии по нескольким статьям УК Беларуси, включая разжигание вражды.
По данным «Вясны», во время пребывания в СИЗО у Береснева значительно ухудшилось состояние здоровья: он страдал от болей в единственной почке, ему требовалась госпитализация, и врачи говорили, что медикаментозное лечение не помогает — нужна пересадка.
«Несмотря на давление за решеткой, серьезные проблемы со здоровьем и выход по помилованию, Василий так и не признал свою вину», — пишет «Вясна».
В числе 30 помилованных есть те, кого и так уже освободили в июле и августе — подписанный Лукашенко указ формализовал этот процесс, рассказал изданию «Важные истории»* советник лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской Франак Вячорка.
За последние пару месяцев это уже второй выход ряда политзаключенных на свободу по инициативе Лукашенко.
В начале июля он подписал закон об амнистии — тогда освободились около 15 политзаключенных, включая председателя ликвидированной партии «Белорусский народный фронт» Григория Костусева, который отбывал десятилетний срок. За решеткой у него выявили онкологическое заболевание, и Костусев опасался, что не выйдет на свободу живым.
Правозащитники называют не все имена освобожденных по соображениям безопасности. Иногда они и сами и не знают, кто вышел на свободу, потому что люди боятся ставить их в известность.
Лукашенко свой новый указ о помиловании не комментировал. Телеграм-канал «Пул первого», связанный с его пресс-службой, уточнил: все освобожденные «признали вину, искренне раскаялись в содеянном и взяли обязательство вести правопослушный образ жизни».
Белорусский политический аналитик Артем Шрайбман в своем тексте для издания «Зеркало» предположил, что помилование осужденных нужно Лукашенко или для усиления позиций в разговорах с Западом, или же этот «демонстративный гуманизм» должен помочь ему в преддверие новых президентских выборов в 2025 году.
Вынесены несколько новых политических приговоров
На фоне помилования некоторых политзаключенных в Беларуси продолжают массово выносить обвинительные приговоры по политическим делам.
Еженедельно правозащитный центр «Вясна» выпускает заявления о признании тех или иных граждан новыми политзаключенными. В Беларуси этот статус сейчас имеют 1350 человек.
В Витебске 50-летнего местного жителя Ерванда Мартиросяна осудили на 2 года колонии за комментарии о Лукашенко. Мужчину обвинили в том, что он в состоянии алкогольного опьянения «неоднократно произнес выражения оскорбительного характера» в сторону Лукашенко в присутствии сотрудников департамента охраны МВД страны.
Четырех жителей Бреста приговорили к срокам от года до полутора лет за участие в протестах в 2020 году.
Политзаключенному Александру Францкевичу, осужденному почти на 18 лет колонии, добавили еще год заключения — за неповиновение администрации колонии. Францкевич — активист анархистского движения, он был задержан 13 августа 2020. Его обвиняли по более чем десятку статей уголовного кодекса, включая организацию массовых беспорядков и создание преступной организации.
КГБ Беларуси внес Францкевича в «террористический список», правозащитники признали его политзаключенным.
Лукашенко: к границе с Украиной переброшена почти треть белорусской армии
На фоне вторжения вооруженных сил Украины в Курскую область Александр Лукашенко дал большое интервью телеканалу «Россия», в котором среди прочего рассказал об усилении военного контингента на границе с Украиной.
По его словам, Беларусь перебросила к южной границе почти треть своей армии.
«Считайте, треть армии мы ввели, и даже на западе мы провели мобилизацию и перекинули на юг, на полигон — готовить наши части», — рассказал Лукашенко.
Лукашенко также утверждает, что Украина держит вблизи Беларуси 120 тысяч военных. По словам белорусского лидера, Минск готов дать отпор в случае нападения на Беларусь с западного направления.
«Мы их ждем. Там нам будет попроще. Там выстроены оборонительные рубежи от Бреста к Гродно и выше туда. Практически литовская и польская границы перекрыты на выгодных для нас условиях. Мы же тоже учимся на этой украинско-российской специальной военной операции. Мы видим, где надо разместить [войска], — сказал Александр Лукашенко. — Не буду называть, сколько их штук, но будет достаточно для того, чтобы закрыть всю границу».
На заявление Лукашенко отреагировали в Украине. Спикер Государственной пограничной службы (ГПСУ) Андрей Демченко заявил, что погранвойска не зафиксировали увеличения личного состава белорусских войск у границы.
«Ситуация на границе с Республикой Беларусь — без изменений. Как видим, риторика Лукашенко также не меняется, постоянно нагнетая ситуацию с регулярной периодичностью в угоду стране-террористке», — отметил Демченко в комментарии изданию «Украинская правда».
Напомним, что 10 августа Лукашенко заявил об уничтожении украинских дронов над Беларусью. МИД Беларуси еще на прошлой неделе обратился по этому же поводу в ООН и ОБСЕ.
* Упомянутое в тексте издание «Важные истории» признано в России иностранным агентом.