- Автор, Анастасия Голубева
- Место работы, Би-би-си
Математический анализ результатов губернаторских выборов в Курской и Оренбургской областях показал, что без фальсификаций оба кандидата от власти не победили бы в первом туре. На выборах губернатора Петербурга также заметны вбросы. К таким выводам пришел электоральный аналитик Иван Шукшин, опубликовавший свое исследование на сайте движения «Голос» (внесено в России в реестр «иностранных агентов»).
Как Курского губернатора спасли от второго тура
Электоральный анализ позволяет предположить, что действующий глава Курской области Алексей Смирнов не набрал достаточно голосов для того, чтобы победить в первом туре. Недостающие для победы голоса ему обеспечили вбросы, пришел к выводу Шукшин, анализируя явку и разброс голосов на трехдневном голосовании. По его анализу, аномальных голосов — четверть.
Кривая голосов за кандидата на выборах при нормальном распределении напоминает колокол. «Рисование» голосов и явки на графике отображается частыми пиками, похожими на зубья пилы — когда результат выдумывают, люди склонны вписать красивое, ровное число, без десятых и сотых долей процента. С точки зрения статистики, при голосовании без фальсификаций столько «красивых» результатов получиться не может. График голосов за Смирнова выглядит именно как зубья пилы, заметил «Голос».
На двумерной диаграмме распределение УИКов по явке и результату кандидата должно выглядеть как одно симметричное, округлое пятно. В результате фальсификаций одновременно повышаются явка и итоговый процент голосов за кандидата от власти. Если по одной оси продолжить явку, а на другой — процент голосов за Смирнова, то вместо пятна получается «хвост кометы», заметили в «Голосе». «Распределение синих точек за врио губернатора Алексея Смирнова на правой части графика показывает наклонный тренд от области с явкой 25% и результатом 45%. Хвост, идущий вправо вверх оттуда — это комета вбросов», — считает аналитик Иван Шукшин. По его мнению, 12 дней голосования в регионе власти использовали для фальсификаций. До 2 сентября эвакуированные жители Курской области могли проголосовать на 21 экстерриториальном УИКе в 14 регионах России. На территории самой Курской области открыли 18 временных избирательных участков в пунктах размещения людей, вынужденно покинувших свои дома — часть Курской области все еще занята украинскими военными.
На электронном голосовании Алексей Смирнов набрал чуть больше 50% голосов, хотя известно, что на электронном голосовании результат у выдвиженцев от власти всегда высокий.
«Из распределения и результата ДЭГ следует, что истинный результат Смирнова — заведомо меньше 50%. То есть Смирнов точно не побеждал на этих выборах в первом туре, а набрал в районе 45-50%. Второй тур должен был быть с Алексеем Томановым, представителем ЛДПР», — отмечает Иван Шукшин.
Врио губернатора Алексей Смирнов объявил, что заменяет свои предвыборные баннеры на плакаты с врачами, волонтерами и другими «героями нашего времени», как выразился чиновник. Его конкуренты последовали этому примеру и отказались от предвыборной агитации. «Сегодня перед нами стоит одна задача — объединиться и вместе воевать с врагом», — объяснил такое решение кандидат от «Справедливой России — За правду!» Геннадий Баев.
Кандидат от ЛДПР получил на этих выборах 11,8%. Действующий губернатор-единоросс — 65,28%. Явка составила 61%. Курская область с начала августа находится под давлением вооруженных сил Украины, которые захватили и удерживают часть территорий региона. В области объявлен режим КТО, а жители захваченных и приграничных территорий были вынуждены эвакуироваться в другие города.
Тем не менее, несмотря на военную обстановку, в регионе явка на этих губернаторских выборах была выше, чем на прошлых (в 2019 году она составила 41%). Также 100-процентную явку показали участки, которые были образованы в регионах России, куда уехали жители приграничных районов Курской области, отметил «Коммерсант».
Газета «Ведомости» назвала высокую явку в Курской области «неожиданной». А глава ЦИК Елена Памфилова объяснила такую высокую явку тем, что люди сплотились из-за «беды, опасности».
«В данном случае люди показали, что их не запугать никаким шантажом, никакими психологическими атаками, снарядами», — сказала Памфилова.
Похожая картина видна и при анализе результатов губернаторских выборов Оренбургской области, где победил единоросс Денис Паслер с 78%. Его реальный результат составляет около 50%, считает аналитик Шукшин.
«По всей видимости, и в Курской области, и в Оренбургской власти опасались, что ужасные события повлияют на устойчивость власти», — отмечает эксперт.
Не слишком много вбросов
Другую ситуацию аналитик заметил на губернаторских выборах в Петербурге. Там действующий глава Александр Беглов получил 59,8% при низкой явке в 34%. В 2019 он набрал больше — 64,43%. Среди всех ставленников Кремля он в этот раз получил самый маленький процент поддержки на голосовании.
Анализ Шукшина показывает, что вбросы за Беглова видны, но они были сделаны так, чтобы губернатор не набрал больше 60%, то же самое касается и явки — ее пытались сделать небольшой. Для сравнения с наилучшим результатом (85,2% голосов против 80,86% в 2019) переизбрался глава Курганской области Вадим Шумков. В Сахалинской области действующий губернатор-единоросс Валерий Лимаренко получил 80,79% голосов (против 56,15% в 2019-м).
Шукшин полагает, что такие цифры показывают на то, что была дана разнарядка не делать проценты Беглова на этих выборах слишком большими.
Как писала «Медуза» (внесена в России в реестр «иностранных агентов»), несмотря на то, что у Беглова на этих выборах не было серьезных соперников, в Кремле специально сушили явку и ставили лимит на агитацию, чтобы выборы прошли максимально тихо. По данным издания, реальный рейтинг Беглова составляет около 30-40%, но на выборах он должен получить около 60%.
По итогам Единого дня голосования на губернаторских выборах во всех регионах победили ставленники Кремля, а «Единая Россия» получила большинство на муниципальных выборах.
МВД утверждает, что за три дня голосования 6-8 сентября не было нарушений, которые могли бы повлиять на итоги выборов. Впрочем, как и на всех предыдущих выборах, наблюдатели все три дня голосования нарушения фиксировали.