О том, что на данном этапе не удалось достичь соглашения с партией «Лело» и коалицией «Сильная Грузия», в которую она входит, вечером 19 сентября объявил лидер партии «За Грузию» Георгий Гахария. В качестве причины он назвал отсутствие внутреннего консенсуса.
«Для нашей команды общенациональные интересы государства и граждан всегда стояли выше любых партийных или личных интересов. Поэтому мы отказались от всего. Другая партия попросила время для внутреннего коалиционного соглашения. К сожалению, похоже, что другая сторона не смогла достичь внутреннего консенсуса. Время для принятия конкретных решений уже истекает, поэтому договориться на данном этапе не получится. Начавшаяся дискуссия дает надежду на сотрудничество в парламенте следующего созыва. Наша политическая цель – отстранение от власти «Грузинской мечты» без возвращения «Национального движения», обеспечение мира в стране и конец поляризации», – говорилось в тексте.
В «Лело» заявление партии экс-премьера назвали «полной неожиданностью». Лидер партии Мамука Хазарадзе отметил, что был готов к подписанию соглашения, к тому же накануне они с Гахария и президентом Зурабишвили достигли принципиального решения, что обе партии объединятся под единым избирательным номером. Они не поддержат правительство «Мечты» и завершат строительство порта Анаклия с привлечением западных инвестиций. Это соглашение, по словам Хазарадзе, также предусматривало равные условия управления блоком. Однако в день подписания, Гахария сообщил Хазарадзе, что сделки не будет.
«Сегодня я был готов подписать это соглашение в резиденции президента. В 15:00 мне позвонил Гахария и сказал, что отказывается от нашего соглашения. Заявление об этом он тут же опубликовал в соцсетях. Вечером в присутствии президента он отказался от согласованных вчера условий. Его главным аргументом стало интервью Цуцкиридзе телеканалу Formula», — написал Хазарадзе на своей Facebook-страничке.
Политик, при этом, выразил сожаления, что «наши обсуждения закончились», и заявил о готовности «подписать первоначальное соглашение»: «Из-за провала этого соглашения Гахария придется объясняться перед сторонниками этого процесса, что заставило его отказаться от этого шага».
Судя по заявлению Хазарадзе, напряжение могло быть вызвано комментарием одного из лидеров коалиции «Сильная Грузия» и главы общественного движения «Площадь Свободы» Левана Цуцкиридзе. В эфире телеканала Formula тот выразил сомнение в практической пользе возможного союза, отметив, что простое объединение не приведет к «большому прорыву в грузинской политике».
«Призывы со стороны «Давайте, объединяйтесь!» – это одно, другое дело – если мы объединимся и ничего не произойдет, кто возьмет на себя ответственность за это? Те, кто пишет трехстраничные посты о том, что это хорошо? На все это нужно время. У нас есть вопросы, как в части ценностей, так и в прагматической части», – заявил оппозиционер.
Именно этот комментарий, скорее всего, способствовал срыву переговоров, поскольку в команде Гахария утверждают, что причиной отказа от сделки стало отсутствие внутреннего консенсуса в рядах «Лело».
Политические аналитики ранее подчеркивали, что такой союз способен привлечь значительное число голосов избирателей, не желающих поддерживать ни власть, ни ее предшественников. Союз Гахария-Хазарадзе мог бы повысить шансы оппозиции на успех почти до 50%, а также разрушить 12-летнюю политическую биполярность, которая сохраняется в Грузии.
Партия «Лело» ранее уже объединилась с движением «Для народа», партией «Граждане», общественным движением «Площадь Свободы» и молодежным движением «GEN Z для Европы». Эта коалиция, известная как «Сильная Грузия», по данным исследования Edison Research, пользуется поддержкой 9,8% избирателей. У партии бывшего премьер-министра, согласно тому же опросу, 10,5% голосов.
Таким образом, в случае успешного объединения общий рейтинг блока мог бы превысить 20%, что стало бы вторым показателем после правящей «Грузинской мечты» и был бы выше, чем у объединения «Единство», в центре которого крупнейшая оппозиционная сила – «Национальное движение».
Интересно, что несколько месяцев назад партия Гахария также выступала с инициативой о создании альянса, но получила категорический отказ от Мамуки Хазарадзе. Лидер «Лело» объяснял, что за уголовными делами против него и его партнеров, а также за провалом проекта строительства порта Анаклия стоял именно экс-премьер Гахария.
Конфликт между политическими лидерами имеет давнюю историю. В 2018 году, в ходе президентских выборов, Мамука Хазарадзе публично обвинил Георгия Гахария в оказании давления, заявив, что перед вторым туром получил письмо с угрозами от тогдашнего министра внутренних дел. В 2024-м, казалось, оба решили оставить в прошлом старые обиды. Хоть и не смогли объединиться для совместной борьбы на выборах. Впрочем, несмотря на провал переговоров, стороны продолжают заявлять о готовности отстаивать европейское будущее Грузии и положить конец 12-летнему правлению «Грузинской мечты».