Обыски накануне выборов: «Грузинскую мечту» обвиняют в запугивании и репрессиях - SOVA
политика

Обыски накануне выборов: «Грузинскую мечту» обвиняют в запугивании и репрессиях

За два дня до парламентских выборов в Грузии прошли обыски, которые многим показались предвестниками политических репрессий и сигналом Западу, «кто здесь хозяин». Сотрудники следственной службы министерства финансов, кроме прочего, пришли в квартиры исследователей российской пропаганды, недавно опубликовавших материалы о вмешательстве РФ в избирательный процесс в Грузии.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, выборы-2024, Грузинская мечта, Это Бузиашвили

24 октября в Грузии прошло сразу шесть обысков. Сначала следователи появились в квартирах сотрудниц американского исследовательского центра «Атлантический совет» Это Бузиашвили и Софо Гелава. За несколько часов до этого на сайте организации было опубликовано исследование Бузиашвили о прямом и косвенном вмешательстве России в предстоящие парламентские выборы в Грузии. А за два дня до обысков она была внесена НАТО в список 20-ти женщин, борющихся с дезинформацией.

Это Бузиашвили, как и Софо Гелава, является научным сотрудником Лаборатории цифровых криминалистических исследований (DFRLab) «Атлантического совета». Много лет девушки занимаются изучением российской дезинформации и разоблачением лжи и фейковых новостей. Под руководством DFRLab в сотрудничестве с Facebook неоднократно проводились масштабные кампании по удалению фейковых и дезинформационных аккаунтов из Грузии.

В дом Бузиашвили в рамках масштабных обыскных мероприятий сотрудники следственной службы Министерства финансов проникли обманом.

«Они пришли примерно в восемь утра. О том, что они из финансовой полиции, не говорили, представились сотрудниками газовой службы, якобы проверяющими сообщение об утечке. В дом сразу вошло шесть человек, они немедленно приступили к обыску. У меня забрали телефон и не позволили связаться с адвокатом. Их интересовали документы и техника», — рассказала Бузиашвили.

Параллельно обыск проводился у Софо Гелава. Сотрудники финансовой полиции оставались в ее квартире около трех часов. Они изъяли персональные компьютеры и телефоны, включая технику ее мужа, члена политической партии «Федералисты» Георгия Нониашвили. Более того, был конфискован даже школьный ноутбук их несовершеннолетнего ребенка.

По словам адвоката семьи, правоохранители действовали с нарушениями, поскольку в ордере на обыск не было четко указано, что именно они ищут, хотя это является необходимым условием для проведения таких мероприятий.

«Для меня это утро началось в 08:30, когда раздался стук в дверь и люди представились сотрудниками следственной службы. С самого начала мне вручили постановление суда на личный обыск и обыск квартиры. В рамках личного обыска опечатали телефон. Прежде, чем начинать обыск в квартире, я дожидалась адвоката.

Мне не говорили, что это часть чего-то большого. Теперь я узнаю из СМИ, что речь идет о т. н. колл-центрах. Со мной говорили о компании, которая упоминалась в постановлении и в отношении которой проводится расследование в связи с уклонением от уплаты налогов. Но все, что я о них знаю, – что это HR-компания, которая нанята «Атлантическим советом», и она занимается только правовыми трудовыми договорами. У меня нет никакой другой коммуникации с ними», — рассказала Софо Гелава в интервью Formula.

Речь идет о компании Eurofast International, которая является субподрядчиком «Атлантического совета» и предоставляет HR-услуги. Она имеет офисы в 22 странах Европы, в том числе, в Тбилиси. Обыск в грузинском представительстве прошел по аналогичному сценарию, что и в случае сотрудников исследовательского центра DFRLab.

Согласно распространенной информации, компании предъявляются обвинения по трем статьям: статья 180 – мошенничество; статья 218 – уклонение от уплаты налогов; статья 194 – отмывание денег.

Запугивания, угрозы, подкуп, морализм: на чем держится предвыборная кампания «Грузинской мечты»

24 октября обыск прошел также в офисе американской компании Concentrix – международного бренда, оперирующего более чем в 70 странах мира. Компания, работающая в Тбилиси последние три года, была открыта в рамках государственной программы «Производи в Грузии», направленной на привлечение иностранных инвесторов и поддержку бизнеса.

Несмотря на предположения о возможной связи с другими обысками в Тбилиси, в самом Concentrix утверждают, что не имеют к ним никакого отношения. При этом представители фирмы выразили обеспокоенность тем, что подобные действия могут негативно повлиять на международный имидж Грузии.

Кроме обыска в головном офисе, аналогичные мероприятия прошли также в квартирах пяти сотрудников компании. У них были изъяты личные компьютеры. В рамках этого дела был проведен обыск и у братьев-активистов Онисе и Сандро Цхададзе.

«Все мои счета арестованы <…> провели обыск, изъяли всякую технику (даже испортившийся год назад ноутбук), кроме моего телефона. Протокол был очень смешным. В нем говорилось, что изъят ноутбук из коричневой сумки, которая лежала на полу, изъят телефон, который лежал на полу… Все лежало на полу. У нас нет ни стола, ни шкафа дома, а финансовая полиция пришла к нам домой. Причем, мы живем в таком месте, что сами еле добираемся. Не знаю, откуда они узнали, где мы живем», — написал Онисе Цхададзе в своем Facebook.

Он также отметил, что обыск проходил с нарушениями – им не предоставили права на адвоката. Глава Ассоциации молодых юристов Грузии Нона Курдованидзе позже опубликовала заявление, в котором говорится: в постановлениях Тбилисского городского суда об обыске и изъятии не содержался предмет обыска, что является нарушением Уголовно-процессуального кодекса:

«Также во время обыска и изъятия было ограничено право на доступ к адвокату и получение нейтральных доказательств».

Обыски 24 октября прошли и в Кутаиси – сотрудники следственной службы Минфина появились в доме Валерия Ткешелашвили. По словам членов семьи, правоохранители несколько минут попытались войти в дом без предоставления судебного ордера.

Валерий утверждает, что его подозревают в нелегальной деятельности, связанной с колл-центрами, что сам он категорически отрицает. Ткешелашвили связывает обвинения с оппозиционными взглядами своей семьи:

«Я никогда не имел никакого отношения к этой сфере [колл-центрами]. У меня образовательная компания и бизнес, связанный с созданием системы закупок. Политической деятельностью я не занимаюсь, и эти обвинения для меня – шок. Но моя семья всегда была в оппозиции к власти, выступала против насилия со стороны власти. Возможно, им об этом известно», — заявил Ткешелашвили.

Фейки и лазеры: как «Мечта» саботировала акцию в поддержку ЕС

Следственная служба Минфина Грузии официально прокомментировала обыски после долгой паузы:

«Согласно оперативной информации, полученной в связи с уголовным делом в следственной службе Министерства финансов Грузии, в трех предполагаемых т. н. колл-центрах были проведены следственные действия и на основании постановления судьи проведены обыски указанных объектов.

По полученной информации, деятельность колл-центров связана с тем же видом преступлений, по которым ведется данное расследование, мы имеем дело с финансами в гораздо большем масштабе. Кроме того, некоторые из работающих на объектах лиц связаны с аналогичными криминальными колл-центрами, выявленными в предыдущие периоды.

Сотрудники следственной службы прибыли на место и обнаружили различное оборудование, устройства и документацию, содержащую определенную электронную информацию, которая была изъята в установленном порядке».

То, что серия сомнительных обысков произошла за два дня до выборов, вызвала у наблюдателей много вопросов. Представители гражданского общества считают действия следователей из Минфина частью кампании по запугиванию критиков власти в рамках анонсированных основателем «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили репрессий.

Примечательно, что один из активистов правящей партии Лаша Басландзе не скрыл своей радости в Facebook по поводу обысков в домах исследователей «Атлантического совета». Он написал:

«Это [Бузиашвили] раз*али. Facebook свободен! Да здравствует демократическая соцсеть!»

По словам Басландзе, настало время расплаты для тех, «кто сдирал с нас шкуру».

В гражданском секторе в политической подоплеке обысков не сомневаются:

«Мы в прямом эфире наблюдаем за поведением напуганной власти, которая не знает, что делать. Я выражаю солидарность с теми исследователями и журналистами, у которых проводились обыски и кого пытаются запугать. Они [власти] играют правилам российской игры, где говорить правду – это преступление», — заявил член партии «Лело» Леван Цуцкиридзе.

Один из лидеров «Коалиции за перемены» Зураб Джапаридзе, в свою очередь, отмечает, что обыски в домах сотрудников «Атлантического совета» за два дня до выборов не только часть репрессивной кампании, но и четкий сигнал партнерам в США:

«Грузинская мечта» таким образом демонстрирует, что полностью контролирует ситуацию и будет действовать по своему усмотрению. С одной стороны, они убеждают часть своих избирателей, что налаживают отношения с Америкой, а с другой – посылают сигнал о том, что именно они здесь главные».

[ФАКТ или ФЕЙК] Травля грузинских НПО: требуют ли они отмены безвиза