В «Консорциуме развития Анаклии» дело против банка связывают именно с проектом порта. Как заявлял основатель TBC Holding Мамука Хазарадзе, с одной стороны государство заявляет о важности и приоритетности строительства гавани, с другой – подрывают имидж компании в глазах партнеров и потенциальных инвесторов. Он не исключает, что его и его коллег попросту хотят вытеснить из проекта.
Оппозиция уже опасается провала проекта и винит в этом власти. Политические оппоненты не исключают даже того, что истиной мишенью правительства был не банк TBC, а именно Анаклия. Власти критику отвергают. Премьер-министр Мамука Бахтадзе назвал заявления о том, что в правящая партия не хочет реализации проекта, «дешевыми спекуляциями». Кроме того, власти обвинили консорциум в невыполнении условий соглашения и нарушении сроков.
Дебаты в парламенте
В обществе создается неверное представление о том, что вопрос строительства порта в Анаклии как-то связан с делом в отношении отдельных основателей консорциума, считает вице-премьер, министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили. Выступая перед парламентом, она заверила, что вопреки появившимся «безосновательным политическим спекуляциям», правительство Грузии заинтересовано в строительстве глубоководного порта.
Версию о том, что лидер правящей партии «Грузинская мечта» пытается вытеснить TBC Holding из проекта, Цкитишвили также отвергла: «Ну, конечно, во всем, что происходит в стране, виновен Бидзина Иванишвили… Иванишвили хочет выдавить из проекта Мамуку Хазарадзе… Вот такие попытки. И мне трудно назвать это поведением добропорядочного инвестора».
Ранее Цкитишвили уже заверяла, что Анаклии не угрожает никакой опасности со стороны государства. «Проект нуждается не в защите от правительства, а в исполнении», — говорила министр.
Она сообщила, что завершение первой фазы строительства порта планировалось к 20 ноября 2020 года, но, судя по всему, этого не произойдет. «К сожалению, из-за того, что у проекта пока нет финансирования, вероятно, эти сроки будут нарушены и перенесены», — сообщила Цкитишвили.
Оппозиция встретила отчет министра инфраструктуры критикой. Депутат от «Единого национального движения» Роман Гоциридзе настаивает: власти сорвали проект, поскольку не выполнили взятых на себя обязательств.
«То, что мы сейчас услышали, – крайне тревожная информация. Мы поняли, что, по сути, проект Анаклии похоронен. Сейчас вы стараетесь переложить вину за свои ошибки на инвесторов», — сказал оппозиционный депутат, комментируя выступление Майи Цкитишвили.
Обратился к министру и бывший член «Грузинской мечты», недавно покинувший ряды правящей партии, Звиад Квачантирадзе. Депутат попросил ее «однозначно и во всеуслышание признать», что строительство порта Анаклия идет в разрез с государственными интересами России, и что Москва считает его одним из самых опасных проектов, которые могут быть реализованы в регионе. «Почему мы избегаем того, чтобы говорить об этом во всеуслышание?», — поинтересовался Квачантирадзе.
Анаклия со своим флотом
Критику в адрес Майи Цкитишвили ранее озвучивал и основатель TBC Holding Мамука Хазарадзе. Он, в частности, заявлял, что министр инфраструктуры даже ни разу не приезжала в Анаклию и не видела, какие работы там были проделаны. «Если нас вынудят уйти из проекта Анаклии, это не будет равнозначно уходу из банка, это будет серьезный спор», — отмечал банкир.
Между тем, пока в парламенте обсуждали будущее порта, основатель TBC присутствовал на церемонии подписания меморандума между «Консорциумом развития Анаклии» (Anaklia Development Consortium LLC) и компанией Hyundai Samho Heavy Industries. Южнокорейская корпорация победила в международном тендере, в рамках которого консорциум выбирал провайдера подъемных кранов.
Как заявил Хазарадзе, их планы выходят далеко за рамки одного лишь строительства порта. Будущее партнерство с Hyundai Samho Heavy Industries будет включать в себя и развитие кораблестроения, «чтобы у Грузии был свой флот и свои корабли», сообщил банкир.
Что касается Анаклии, по словам Хазарадзе, сегодня многое зависит от того, как правительство будет вести переговоры с банками, которые должны профинансировать проект. «Мы не останавливали строительные работы ни на один день, ни на один час и ни на одну секунду. Процесс строительства не откладывался, был отложен вопрос финансового закрытия проекта», — подчеркнул Мамука Хазарадзе.
От Лазики до Анаклии
Планы по строительству на черноморском побережье Грузии нового глубоководного порта вынашивали еще прежние власти страны во главе с президентом Михаилом Саакашвили. В декабре 2011 года он впервые заявил о проекте строительства города Лазика в непосредственной близости от поселка Анаклия. По планам экс-главы государства, через 10 лет Лазика должна была стать вторым по величине городом Грузии после Тбилиси с населением в полмиллиона человек. О начале строительства собственно порта было заявлено чуть позже – 23 сентября 2012 года — за несколько дней до парламентских выборов, на которых партия Саакашвили потерпела поражение.
Новые власти Грузии проект Лазики свернули, но вскоре заговорили о планах строительства глубоководного порта в том же районе, но уже под другим названием. В 2014 году правительство объявило тендер, в котором выиграл проект, подготовленный «Консорциумом развития Анаклии», который основали TBC Holding (Грузия) и международная бизнес-группа Conti Internationa (США), и к которым присоединились Marine (США), British Wondernet Expres (Великобритания) и G-Star Ltd (Болгария).
В 2016 году консорциум заключил инвестиционное соглашение с правительством, предусматривающее строительство порта. Тогда сообщалось, что государство, как инициатор проекта, намерено инвестировать в него 100 млн долларов. Мамука Хазарадзе, оценивая решение властей, заявлял: они проявили дальновидность. Всего, как ожидается, на проект будет потрачено 2,5 млрд долларов.
Проект предусматривает сооружение 32 причалов общей длиной 12 300 метров. По задумке, порт должен иметь пропускную способность в 100 млн тонн в год, что позволит ему конкурировать с такими крупнейшими в мире гаванями, как Роттердам, Сингапур и Шанхай.
Строительство порта началось в декабре 2017 года, а масштабные работы на морском дне – в сентябре 2018-го. По планам, глубина гавани должна составить 16 метров, что позволит Анаклии принимать корабли грузоподъемностью до 10 тысяч контейнеров (TEU), чего не могут действующие порты Грузии Батуми и Поти. В соответствии с программой проекта, завершение первой фазы строительства и принятие новым глубоководным портом первых кораблей планируется к концу 2020 года.
Как утверждают в «Консорциуме развития Анаклии», на данном этапе инвестиционный капитал для завершения первой фазы проекта полностью привлечен – уже мобилизованы 620 млн долларов. В свою очередь правительство Грузии утверждает, что консорциум нарушает сроки выполнения работ.
Читайте также по теме:
спецрепортаж СОВЫ из Анаклии «Большой рывок»