Все свободные регионы Грузии похожи друг на друга, каждый оккупированный регион Грузии оккупирован по-своему. Пока де-факто Сухуми преодолевает очередной кризис в отношениях с Москвой, де-факто Цхинвали противостоит вызовам демографического свойства.
По официальным данным на сегодняшний день в регионе проживает порядка 53 тысяч человек, по неофициальным – меньше 20-ти. Для сравнения: по последней советской переписи 1989 года в Юго-Осетинской автономной области проживали почти 100 тысяч человек.
В науке о народонаселении есть два основных коэффициента, по которым оценивают демографическую ситуацию, – рождаемости и смертности. По ним высчитывают показатель естественного прироста.
«Суммарный коэффициент рождаемости» определяется средним количеством детей, которых одна женщина родила бы на протяжении репродуктивного периода. Для роста или хотя бы сохранения численности населения на прежнем уровне он должен превышать отметку 2,1. В Цхинвальском регионе, по словам местных экспертов, этот коэффициент достиг критического за последние 7 лет уровня с тенденцией к снижению. Так, в 2022-м он составлял 1,2, в 2019-м – 1,3, в 2015-м – 1,5.
Отсюда – удручающие показатели естественного прироста населения, иными словами, превышения рождаемости над смертностью. Последние три десятилетия он в основном уходит в минус, в 2022-м, например, составил минус 2,7, годом ранее – минус 2,08. Низкие показатели рождаемости сказываются на старении населения – Южная Осетия последовательно превращается в депрессивный регион пенсионеров. Особенно это касается сел.
Еще один важный показатель – миграционное сальдо, т. е. разница в количестве прибывших и покинувших регион. Даже если не учитывать демографического коллапса, вызванного изгнанием этнических грузин, сезонная и трудовая миграция, а также переселение на ПМЖ, преимущественно в Россию, создают угрозу того, что регион станет безлюдным.
Кажется, что шансов выправить ситуацию у Цхинвали просто нет. С закрытием традиционных торговых путей в остальную часть Грузии небольшая осетинская экономика превратилась в поставщика услуг для российских военных. При этом выделяемые Кремлем на поддержание жизнедеятельности региона миллиарды до людей просто не доходят, оседая в карманах коррумпированной верхушки.
Экономический блок, высокая эмиграция, в основном молодежи, в поисках лучшей жизни, вынужденное участие в войне Путина в Украине (по некоторым данным порядка 2 тысяч мужчин отправились из региона на фронт) и естественный процесс старения населения играют против осетин. Такова высокая цена, которую оккупированный грузинский регион заплатил за иллюзорную свободу.