В течение последнего месяца грузинские пограничники не пустили в страну нескольких абхазских и югоосетинских гражданских активистов. Об этом СОВЕ рассказал Уча Нануашвили – бывший Народный защитник Грузии, ныне директор Института исследования демократии (DRI) и руководитель проекта по урегулированию конфликтов в Центре по правам человека.
«Речь идет о гражданских активистах, часть которых работает в правозащитной сфере. Это владельцы российских паспортов, выданных в Цхинвали и Сухуми. Им было отказано во въезде в страну без объяснения причин».
По словам Нануашвили, о том, что у таких лиц могут возникнуть проблемы при въезде в Грузию, было известно и раньше, но на практике такой запрет не применялся, «по крайней мере, последние семь лет». Более того, активисты, которых грузинские пограничники развернули на границе, раньше беспрепятственно попадали на территорию, подконтрольную официальному Тбилиси, используя те же паспорта.
По информации правозащитника, собеседование с выходцами из Абхазии и Южной Осетии проходило в грубой форме. Они даже заявили, что в ходе беседы их оскорбляли.
Бывший Омбудсмен затрудняется назвать причины, по которым пограничники не пустили в страну абхазов и осетин. Он надеется, что такие решения – это лишь инициатива отдельных сотрудников Погранслужбы, но добавляет: подобные случаи произошли как на КПП Верхний Ларс на грузинско-российской границе, так и в Тбилисском международном аэропорту.
«Тот факт, что это произошло в разных местах, свидетельствует о том, что, вероятно, есть какая-то внутренняя инструкция, распространенная среди пограничников».
Уча Нануашвили недоумевает: инциденты на границе совпали по времени с декларированием властями Грузии нового подхода в урегулировании конфликтов и новыми позитивными шагами, например, в том, что касается проектов для жителей оккупированных территорий. По мнению правозащитника, такие случаи нивелируют все достижения грузинской стороны.
«Люди свободно приезжают, некоторые даже отдыхали летом на курортах Аджарии – как другие граждане России, как туристы. Сегодня выделять их – особенно когда речь идет об абхазах и осетинах – для меня это очень тревожный сигнал», — говорит Нануашвили. На вопрос о том, сколько всего граждан не пустили в Грузию – трех, четырех, пяти, экс-Омбудсмен ответил: «Примерно».
«Эти люди и так без того рискуют, осмеливаясь приезжать на подконтрольную Грузии территорию. Конечно, теперь их будет непросто убедить принять участие в какой-либо совместной деятельности. Они смогли разрушить какой-то миф и приехать, они не испугались перейти на контролируемую нами территорию. Но сегодня, к сожалению, мы получаем такие тревожные сигналы».
По словам Нануашвили, официально за комментариями силовых структур он еще не обращался, но неофициальный ответ сводится к тому, что «это новый подход грузинских служб безопасности». «Мы, конечно, будем следить за событиями и в ближайшие дни запросим и официальный ответ», — добавил бывший Народный защитник.
За официальным ответом к министерству внутренних дел Грузии, в ведении которого находится Погранслужба, обратилась и СОВА. В МВД конкретных причин не назвали, объяснив подход ведомства лишь общими фразами:
«В том случае, если гражданин другого государства въезжает на территорию страны с полным соблюдением норм, установленных законодательством Грузии, сотрудники министерства внутренних дел беспрепятственно пропускают его через границу».