МВД Грузии отреагировало на оценки НПО относительно поправок в «Кодекс об административных правонарушениях».
Ведомство разъясняет, что «эти изменения соответствуют стандартам Европейского суда и передовой практике европейских стран».
«Мы хотели бы отреагировать на заявление, опубликованное несколькими неправительственными организациями, согласно которому, будто бы в результате принятых законодательных поправок полиции были предоставлены полномочия задерживать человека без каких-либо оснований, в частности, только на основании общего подозрения в том, что он может совершить незаконные действия в будущем.
Законодательной поправкой установлено, что, если лицо уже совершило правонарушение и при этом имеется достоверная информация о том, что оно все еще совершает противоправное деяние, полиция имеет право задержать это лицо с целью предотвращения возможного совершения правонарушения и привлечь его к ответственности», — пояснили в ведомстве.
АМЮГ: «Мечта» ограничила свободу собраний и выражения мнений
Также в МВД подчеркнули, что принятые изменения соответствуют стандартам Европейского суда и лучшим практикам европейских стран. Ведомство приводит пример:
«Отметим, что в решении Большой палаты Европейского суда от 2018 года по делу «S., V. AND A. v. DENMARK» (Applications nos. 35553/12, 36678/12 and 36711/12) уточняют, что предварительное заключение соответствует статье 5 Европейской конвенции. В этом решении Европейский суд указывает, что статья 5 конвенции не может толковаться таким образом, чтобы полиция не могла выполнять возложенные на нее обязанности — защищать общественную безопасность и порядок. Полиция должна обладать определенной формой дискреционных полномочий для принятия оперативных решений.
Суд отмечает, что полиция имеет доступ к такой информации и оперативным материалам, которые недоступны для общественности, чтобы принять это решение. Именно принятие мотивированного решения защищает человека от необоснованного и произвольного задержания», — отмечено в публикации.
МВД также заявляет, что ряд европейских стран знакомы с превентивными полицейскими мерами, включая превентивное задержание с целью предотвращения повторного совершения преступления, включая правовые системы Дании, Чешской Республики и Германии.
«Никакая превентивная мера не дает полиции возможности осуществлять какие-либо действия с апелляцией к общей, абстрактной угрозе, особенно с обоснованием того, что какое-либо лицо или группа лиц склонны к совершению преступления или другого насильственного акта. Предотвращение повторного совершения административного правонарушения подразумевает случай, когда лицо совершило правонарушение и существует реальная опасность совершения правонарушения повторно. Предотвращение реальной опасности совершения правонарушения подразумевает, что существует высокая вероятность того, что конкретное правонарушение будет совершено повторно конкретными лицами», — говорится в заявлении ведомства.
Министерство внутренних дел подчеркивает, что реальность угрозы должна быть подтверждена конкретными фактами или информацией, которые должны быть представлены суду.
«Следует также отметить, что любой задержанный имеет право обратиться в суд с просьбой проверить законность его задержания и получить соответствующую компенсацию, если задержание будет признано незаконным», — говорится в заявлении.
Напомним, лидер АМЮГ («Ассоциация молодых юристов Грузии») Нона Курдованидзе заявила, что «Грузинская мечта» ограничила свободу собраний и выражения мнений, внеся изменения в кодекс об административных правонарушениях.
Она перечислила все пункты расширенных полномочий полиции Грузии и возросшие штрафы за правонарушения.
Президент раскритиковала поправки в «Кодекс об административных правонарушениях»