- Автор, Отдел новостей
- Место работы, Русская служба Би-би-си
- Twitter,
В воскресенье в Керченском проливе потерпели крушение два танкера с нефтепродуктами. Около 3 тысяч тонн мазута (всего судна перевозили более 9 тысяч тонн) были разлиты в акватории Черного моря. Власти отчитываются о том, что «ситуация под контролем», хотя в Анапе ввели режим чрезвычайной ситуации. На черноморском берегу нашли нефтепродукты. Экологи полагают, что последствия разлива мазута могут быть заметны в течение 10 лет.
Что произошло?
Два танкера «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» потерпели крушение в воскресенье, 15 декабря, в Керченском проливе.
«Волгонефть 212» в 08:57 утра разломился на две части — у него оторвало носовую часть — и сел на мель в 8 км от берега у мыса Такиль. Около часу дня корма судна ушла под воду. Один член экипажа погиб.
«Волгонефть 239» потерпел крушение чуть позже — в 10:20. Судно сдрейфовало к берегу в районе мыса Панагия и село на грунт в 80 метрах от берега. Экипаж «Волгонефти 239» эвакуировали только утром в понедельник — на ночь спасательную операцию пришлось приостановить из-за плохой погоды.
МЧС назвало причиной крушения танкеров сложные погодные условия: сильный шквалистый ветер и волнение моря до семи баллов. При этом РИА Новости сообщает, что у «Волгонефти 239» не было разрешения на плавание.
На каждом из танкером находилось более 4 тыс. тонн нефтепродуктов. В сумме они перевозили 9,2 тысяч тонн мазута, пишет ТАСС со ссылкой на источники в оперативных службах.
Во вторник из-за разлива нефтепродуктов в Анапе, поселке Веселовка и поселениях Запорожский, Новотаманский, Таманский и Сенной (все они находятся в Темрюкском районе Краснодарского края) ввели режим чрезвычайной ситуации. На береговой линии нашли нефтепродукты.
Власти уверяют, что ситуация под контролем
Для ликвидации последствий правительство организовало рабочую группу во главе с вице-премьером Виталием Савельевым. Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности морского транспорта, повлекшем смерть по неосторожности.
Днем в понедельник, 16 декабря, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев говорил, что на тот момент «пятно разлива нефтепродуктов не достигло берега». «Обратился к федеральным коллегам с просьбой максимально провести работы в море, чтобы избежать попадания мазута на берег», — сказал он.
Однако уже в этот вторник Кондратьев рассказал, что на берегу нашли пятна мазута. По его словам, нефтепродукты вынесло на берег на протяжении нескольких десятков километров от поселка Веселовка в Темрюкском районе и до станицы Благовещенской в Анапе.
Глава Росприроднадзора Светлана Родионова и министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов уверяют, что ситуация находится под контролем. Водолазы обследуют танкеры и зоны утечки, а с вертолетов следят за появлением нефтяных пятен на воде. Специалисты берут анализы воды и почвы.
При этом Козлов сказал, что неясно, сколько именно мазута попало в море —частично он остался в танкерах.
По оценке заведующего отделом дистанционных методов исследований Морского гидрофизического института РАН (Севастополь) Сергея Станичного, в акваторию Черного моря могли попасть около 3 тысяч тонн мазута — по 1,5 тысячи тонн с каждого танкера. К такому выводу он пришел на основании данных спутникового мониторинга.
Долгосрочные последствия
Еще в понедельник экологи не могли прийти к единому мнению по поводу последствий аварии. Одни были более оптимистичны в своих прогнозах, другие — сразу говорили о надвигающейся экологической катастрофе.
В институте океанологии РАН заверяли, что последствия разлива мазута не затронут курорты аннексированного Крыма и Краснодарского края.
Доцент кафедры «Геоэкология» Крымского федерального университета Александр Лучак наоборот отмечал, что морской экосистеме и птицам будет нанесен значительный ущерб, даже если нефтепродукты не достигнут берега.
Greenpeace же говорила о том, что возможна новая экологическая катастрофа. «Любой разлив нефти или нефтепродуктов в этих водах может иметь серьезные последствия, — предупреждала организация. — Если сырье вынесет на берег, это приведет к загрязнению береговой линии, которое будет очень трудно очистить».
Утром во вторник стало ясно, что масштаб экологической проблемы оказался серьезнее, чем предполагали местные власти и экологи, считает эколог Георгий Каваносян. То, что вынесено на берег, — это лишь часть загрязнения, предупреждает он в беседе с Би-би-си.
«Одна тонна углеводородов растекается до 12 квадратных километров. То есть если у нас, как говорят, утекло 3 тысячи тонн, то можно посчитать, что это где-то 30-40 тысяч квадратных километров, — оценивает он масштабы происшествия. — Конечно, пятно сразу разрывается на фрагменты, часть остается в море. Тяжелые фракции углеводородов тонут, а часть выбрасывает на берег — это удается в спокойной воде собрать специалистам при помощи боковых заграждений и откачать. Но дальше будет бросать по разным берегам, и мы это увидим не только на пляжах».