«Мы уверены, что наша страна получит поддержку Алена Берсе по всем направлениям». Так премьер-министр Ираклий Кобахидзе резюмировал встречу с находящимся с визитом в Тбилиси генсеком Совета Европы.
На фоне проевропейских протестов по всей Грузии и все более резких заявлений западных лидеров в правящей партии стараются продвигать нарратив о том, что их правительство не находится в изоляции, а международные контакты не прекратились.
Беседу с Берсе Кобахидзе назвал «дружеской и продуктивной», отметив, что речь также зашла о решении «Грузинской мечты» отказаться от процесса евроинтеграции до конца 2028 года:
«Я не могу говорить о деталях встречи, она была закрытой. Мы поговорили с генеральным секретарем об этом решении. Мы объяснили причины такого решения. Что касается реакции, то он должен сам об этом говорить, если он этого хочет».
Вслед за премьером представить визит главы Совета Европы как признание легитимности грузинских властей попытался лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе:
«Разговоры о легитимности, вероятно, не будут продолжаться, потому что генеральный секретарь Совета Европы встречается с премьер-министром Грузии и другими официальными лицами. Насколько я знаю, состоится встреча и с избранным президентом. Может быть, даже с экс-президентом, я не знаю об этом, но в любом случае дискуссии и спекуляции по поводу легитимности закончились».
Судьба резиденции: сможет ли «Грузинская мечта» сместить президента Зурабишвили
Комментируя эти заявления, руководитель Института «Европа-Грузия» Георгий Мелашвили отмечает: «Грузинская мечта» отчаянно пытается создать иллюзию нормальности и легитимности.
«Любой визит для них – это, в первую очередь, пропаганда – как будто все хорошо. Несмотря на визит Алена Берсе, это никоим образом не является признанием легитимности их власти Западом».
Аналогично высказались и в грузинской оппозиции. В коалиции «За перемены» отметили: «Авторы захвата государства хотят использовать этот визит, чтобы ввести в заблуждение граждан Грузии, будто кто-то в Европе признает их легитимность».
Критике со стороны оппозиции подвергся и сам Ален Берсе. В коалиции считают, что в нынешней ситуации международные визиты в Тбилиси должны совершаться исключительно с «четкими политическими посылами, связанными с необходимостью новых выборов». Во всех остальных случаях такие поездки порождают двусмысленность и сомнения граждан Грузии «относительно внешнеполитических устремлений преступной команды» Бидзины Иванишвили.
С похожей критикой ранее столкнулся посол ЕС в Тбилиси Павел Герчинский, который встретился с главой МИД Грузии Макой Бочоришвили. Позже он объяснил:
«Я – дипломат. Моя роль – поддерживать каналы коммуникации открытыми со всеми, разговаривать со всеми. Дипломатическая беседа не означает признания. Дипломатическая беседа не означает непризнания. Я встречаюсь и разговариваю со всеми. Как дипломат я просто делаю свою работу».
Между тем, важным пунктом визита в Тбилиси Алена Берсе стала встреча с почетным председателем «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили. О ней в своем аккаунте на платформе Х сообщил сам генсек СЕ. О чем конкретно говорили стороны, пока неизвестно. Однако сама встреча уже о многом говорит.
Во-первых, значимым является тот факт, что западные лидеры теперь предпочитают общаться напрямую с теневым правителем Грузии – олигархом Иванишвили, а не с кем-то из его правительства, чью легитимность на Западе не признал никто, кроме Венгрии и Словакии.
«То, что западные представители все больше контактируют напрямую с Иванишвили, говорит о слабости «Мечты» и ее представителей: Запад больше не воспринимает их легитимность даже на де-факто уровне», – отмечает Георгий Мелашвили.
На прошлой неделе президент Франции Эмманюэль Макрон также решил лично позвонить олигарху, осудив угрозы в адрес представителей гражданского общества, а также насилие в отношении мирных демонстрантов и журналистов.
Во-вторых, желание самого Иванишвили контактировать с западными политиками может свидетельствовать о том, что он готов идти на уступки. Ранее почетный председатель «Мечты», например, заявлял, что «до прекращения финансового шантажа» отказывается встречаться с западными политиками.
Фарс на высшем уровне
Попытки правительства Иванишвили выдать желаемое за действительное не всегда выдаются удачными. Так, на днях премьер-министр Ираклий Кобахидзе угодил в очередной скандал: три страны-члена ЕС фактически уличили его во лжи и манипуляциях.
16 декабря в Брюсселе главы МИД Евросоюза обсуждали санкции против лидеров «Грузинской мечты». СМИ сообщали, что решение заблокировали Венгрия и Словакия. Однако утром 17 декабря Кобахидзе сказал: это сделали еще три члена ЕС – Румыния, Италия и Испания. И поблагодарил все пять стран за «защиту интересов грузинского народа».
Но вскоре министерства иностранных дел Румынии, Италии и Испании опровергли эти слова.
Первыми заявление сделали в Бухаресте:
«Глубоко разочарованы выбором неточного представления внутренних дискуссий на уровне ЕС. Мы используем эту возможность, чтобы еще раз выразить нашу сильную озабоченность решением правительства Грузии о диалоге по вступлению в ЕС и жестоким подавлением законных протестов грузин».
Вслед за Румынией опровержение выдал МИД Италии, который прямо заявил, что Рим, напротив, поддержал решение по санкциям.
«В ходе обсуждения ситуации в Грузии в Совете по иностранным делам Италия, вновь решительно осудив все акты насилия, произошедшие в стране за последние недели, поддержала меры, предложенные верховным представителем и вице-президентом Каллас, включая предложения о санкциях (которые были заблокированы из-за отсутствия консенсуса со стороны других государств-членов).
Италия также присоединилась к консенсусу по предложению приостановить действие соглашения об упрощении выдачи дипломатических виз, и это предложение было одобрено».
В МИД Испании и вовсе обвинили грузинского премьера в распространении дезинформации:
«Испания очень четко выразила свою серьезную озабоченность по поводу гражданских прав в Грузии и предполагаемых кампаний по дезинформации. Мы полностью поддержали решения, принятые вчера Советом по иностранным делам. Дезинформация – это угроза нашим демократиям, которой мы всегда будем противостоять».
Ираклий Кобахидзе, которого фактически обвинили в откровенной лжи, решил переложить ответственность за свои слова на журналистов – дескать, это они распространили неправильную информацию. По сути, премьер признал, что, делая политические заявления, ссылается только на «открытые источники».
«Возьмем Румынию. Один из журналистов европейского бюро Радио Свобода, на которое очень часто ссылаются грузинские СМИ, господин Йозвиак, подтвердил, что Румыния была одной из тех, кто пошел против санкций. Однако затем мы увидели, что Румыния была вынуждена занять противоположную позицию. <…> То же самое касается Испании и Италии – в открытых источниках были сообщения о том, что они выступили против идеи санкций».
Пока на Западе выступают только против «Грузинской мечты». С самого утра 19 декабря лидеры ЕС вели в Брюсселе дискуссию о том, что можно сделать для оказания давления на власти в Тбилиси.
«Чтобы они воздержались от применения насилия в отношении протестующих и прекратили подавление оппозиции. От имени Евросоюза должен быть подан очень сильный сигнал», — заявила глава европейской дипломатии Кая Каллас.
А посол ЕС в Тбилиси Павел Герчинский сегодня заявил: из-за ряда недемократических решений властей отношения между Тбилиси и Евросоюзом находятся на самом низком уровне.