Санкция в 19 прожиточных минимумов: как и почему в Грузии штрафуют протестующих - SOVA
политика

Санкция в 19 прожиточных минимумов: как и почему в Грузии штрафуют протестующих

 Многочисленные штрафы – как новый инструмент репрессий от «Грузинской мечты». Участники проевропейских акций протеста все чаще стали получать протоколы об административных правонарушениях. Самым популярным пунктом обвинений является перекрытие проезжей части дороги. Причем, нередко полиция приходит с квитанциями ночью или приносит их не самим протестующим, а их родственникам. В соцсетях уже шутят: в Грузии растет ВВШ – валовый внутренний штраф.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинская мечта, протесты в Грузии«Психологический террор»

«Не смейте говорить о человечности! Сегодня я забрал отца из больницы! Вы же знали об этом, негодяи? Вы же знаете мой фактический адрес? Но все равно принесли его [протокол] туда, где находится больной! <…> Вы все ублюдки! Думаете, это меня напугает или остановит?».

Так на очередной штраф в своих соцсетях отреагировал Алекси (Бука) Петриашвили – бывший госминистр Грузии по евроинтеграции и старший научный сотрудник Фонда Рондели. По словам политика, правоохранители доставили протокол в квартиру, где находится его отец, только что выписанный из больницы после операции. На этот раз Петриашвили не стал подбирать слова и обрушился с нецензурной бранью на власти и лично на олигарха Бидзину Иванишвили.

А спустя несколько часов политик опубликовал еще один пост, в котором сообщил об очередном одном штрафе. Теперь полиция заявилась в дом, где проживают его внуки. По словам бывшего госминистра, в дом, где находились двое детей, пришли шесть сотрудников криминальной полиции. Петриашвили назвал происходящее психологическим террором и попыткой запугать участников акций протеста.

Случай с Букой Петриашвили, впрочем, не единственный. Ранее член оппозиционной коалиции «Единство – Национальное движение» Лаша Парулава рассказал, что тоже получил квитанцию со штрафом в размере 5 000 лари (около 1 800 долларов) не по месту жительства:

«В дом моих родителей пришла, нет, вторглась полиция: «Должны вручить вашему сыну штраф». Они прекрасно знают, где я живу, но устроили красный террор пожилым людям».

О том, что полиция принесла протокол родственникам его жены, в своем Facebook 21 февраля сообщил активист Ираклий Гаприндашвили: «Сегодня утром на адрес моей тещи пришла квитанция о штрафе. Этот адрес не имеет ко мне никакого отношения».

В последнее время участились и случаи, когда полиция приносит квитанции о штрафе поздней ночью или ранним утром. Активист Ника Нарсия написал в Facebook, что к нему домой для составления протокола правоохранители явились в восемь часов утра. Его, как и многих других, оштрафовали на 5 000 лари за перекрытие дороги во время одного из митингов. «Теперь суды им не нужны – МВД задерживает, обвиняет и «судит» нас самостоятельно», — написал Нарсия.

Бешенный принтер «Грузинской мечты»: волна репрессивных законов партии Иванишвили

Поправки в Административно-процессуальный кодекс, ужесточающие правила проведения митингов, вступили в силу 7 февраля. Они предусматривают не только увеличение штрафов, но и возможность составления протоколов полицией. Отныне МВД может не доводить дело до суда: квитанцию со штрафом сотрудники полиции доставят сразу на дом.

При этом, с недавних пор участники акций стали рассказывать, что их штрафовали за блокировку дороги даже тогда, когда они не были в тот день на акции протеста или были в совершенно другом месте.

Так, например, на всемирно известного оперного певца Паату Бурчуладзе составили протокол за перекрытие проспекта Руставели перед зданием парламента. Сам Бурчуладзе подчеркивает, что тем вечером проводил шествие от здания Большого концертного зала до Тбилисского театра оперы и балета, а к парламенту попросту не дошел.

«Меня недавно поздравили штрафом в 5 000 лари. У полицейских, которые должны были исполнить поручение, дрожали руки. В какое положение ввергли грузинскую полицию».

Нередкими теперь стали и случаи, когда участники акций могут получить сразу несколько штрафов. Брат пятого президента Грузии Саломе Зурабишвили Отар Зурабишвили 21 февраля сообщил, что был оштрафован дважды за день.

«Сегодня утром ко мне дважды подряд пришла полиция. Сначала четверо полицейских (штраф 5 000 лари), затем трое (снова 5 000 лари)! Видимо, для вручения протокола о штрафе (за перекрытие улицы) требовалось столько сотрудников!».

Отар Зурабишвили убежден: цель власти – запугать участников акций протеста. Он, тем не менее, пообещал вечером вновь выйти на улицу. А также заявил, что непременно обжалует штрафы.

Измена родине: нужная статья УК или манипуляция «Грузинской мечты»

Не только протестующим

Штрафы за перекрытие дороги в Грузии теперь получают не только участники акций, но и журналисты, освещающие протест и исполняющие свои профессиональные обязанности. Идентифицировать их как сотрудников медиа зачастую не составляет труда – практически у всех есть пресс-карты.

По словам фотографа издания Publika Басти Мгалоблишвили, с ним связались из патрульной службы и сообщили, что 14 февраля он якобы перекрыл дорогу. В соцсетях фоторепортер опубликовал кадры, на которых видно, что на акции, где он работал, у него была отчетливо видна пресс-карта.

«Министерство внутренних дел Грузии, избиения и угрозы на представителей СМИ не повлияли, теперь вы перешли к штрафам? Действительно ли вы штрафуете на 5 000 лари за блокировку дороги, или все же наказываете за деятельность?».

По обвинению в перекрытии дороги на те же 5 000 лари 21 февраля был оштрафован оператор TV Pirveli Георгий Мосиашвили. Руководитель телеканала Нодар Меладзе назвал происходящее «охотой на журналистов» и заявил, что «Грузинская мечта» с помощью МВД и репрессий пытается заставить СМИ не освещать протест.

«После похищения нашего оператора Лаши Джиошвили сегодня оштрафовали оператора TV Pirveli Георгий Мосиашвили. Я лично поговорил с тем, кто выписал штраф, Звиадом Амазашвили. Георгий находился на акции с камерой, что подтверждается материалами на его карте памяти, снятыми 17 февраля этого года. <…> Видимо, полицейским, ответственным за избиение журналистов, теперь поручили штрафовать репортеров».

«Поместить по соседству с Саакашвили»: чем в Тбилиси и Москве угрожают Саломе Зурабишвили

«Орудие репрессий»

21 февраля в Ассоциации молодых юристов Грузии заявили, что только за один день сумма штрафов составила около 750 000 лари (порядка 270 000 долларов). На горячую линию правовой поддержки (вероятно, 20 февраля) поступило 150 сообщений. Точное количество квитанций, выписанных манифестантам, неизвестно, эти данные меняются каждый час.

Правозащитники настаивают: неоправданное применение санкций в виде «непропорционально высоких штрафов» представляет собой форму репрессий. Они называют такие меры антидемократическими и направленными на подавление инакомыслия, ведь зачастую нет никаких видео- или фотодоказательств, подтверждающих обвинения.

«Каждый судья прекрасно осведомлен об этих принципах и даже в условиях этого бесчеловечного Кодекса административных правонарушений способен найти выход и не применять такое наказание. Однако судьи, рассматривающие эти дела, не по праву носят судейскую мантию, и сотни граждан ежедневно убеждаются на собственном опыте, что суда не существует», — заявила глава Ассоциации молодых юристов Нона Курдованидзе.

Организации гражданского общества призывают судей, рассматривающих административные дела, не участвовать в «олигархической карательной операции».

«Эта практика является инструментом репрессий против свободы слова, своей тяжестью равносильна уголовной ответственности. Это недемократично. Это не соответствует международным стандартам в области прав человека и представляет собой продолжение незаконной политики ограничения свободы собраний и выражения мнений», — подчеркнула экс-омбудсмен и основательница гражданской платформы «Европейская орбита Грузии» Нино Ломджария.

В МВД обвинения о непропорциональном применении штрафов отвергают. В ведомстве заявили, что сотрудники постоянно идентифицируют правонарушителей, те, в свою очередь, в случае несогласия с санкцией могут ее обжаловать.

«В последние дни общество ясно видит, что участники проходящей в Тбилиси перед зданием парламента Грузии акции/манифестации намеренно и искусственно перекрывают проспект Руставели несмотря на то, что количество участников не требует этого», — говорится в заявлении МВД.

В Ассоциации молодых юристов считают иначе: «Штраф в размере 5 000 лари за незаконное перекрытие дороги на том основании, что количество людей было недостаточным, является нарушением Конституции».

Уже диктатура? Грузия начинает жизнь без демократии

Как платят штрафы

Правозащитники подчеркивают: штраф в размере 5 000 лари в 19 раз превышает прожиточный минимум в Грузии. Многие из тех, кто получил квитанции, не могут самостоятельно заплатить такую сумму.

Для тех, у кого нет финансовых возможностей, 21 февраля платформа Freebusiness запустила специальный раздел пожертвований. Приложение называется Freedonation. Через него будут собирать деньги на поддержку гражданского общества и оппозиционных СМИ. На данный момент с Freedonation можно сделать донаты TV Pirveli, Mtavari, Formula, фонду телеведущей Нануки Жоржолиани, платформам Daitove, Isaubre и Movement of Light.

«Содействие демократическим процессам является одной из обязанностей общества. Цель этой платформы – объединить в одной среде всех тех, кто укрепляет демократию, и облегчить обществу возможность их поддержки. Это не единый фонд; каждый член общества (гражданин, малый, средний или крупный бизнес) индивидуально решает, кому помогать и как долго», — говорится на сайте.

Поддержкой участников акций занимается и Фонд Нануки Жоржолиани. После начала масштабных протестов в Тбилиси журналистка стала собирать деньги с целью приобретения защитного снаряжения для манифестантов – респираторов, очков, противогазов. Затем фонд переключился на сбор денег для оплаты штрафов.

Бывают, правда, исключительные случаи. Такой произошел и с известным педагогом, обладателем премии Global Teacher Ладо Апхазава. 10 февраля учитель был оштрафован на 5 000 лари за участие в акции протеста у дома судьи Малхаза Окропирашвили. Ранее тот отказался рассматривать апелляцию на арест основательницы изданий Batumelebi и Netgazeti Мзии Амаглобели.

На суде Апхазава попросил учесть тот факт, что его доход не позволит ему оплатить штраф. По словам сельского учителя, ему приходится работать в трех школах, чтобы прокормить себя. Причем, он вынужден пешком преодолевать несколько километров от одной школы к другой, поскольку его велосипед украли.

Обращаясь к судье, Апхазава попросил не ставить его в неловкое положение перед коллегами, ведь, если его оштрафуют на 5 000 лари, он будет вынужден обратиться к ним за помощью. Сельского учителя, тем не менее, оштрафовали. И он попросил других преподавателей перечислить символическую сумму в 1,5 лари (около 55 центов). В результате всего за несколько дней ему на счет пришли поступления от 9 000 грузинских учителей.

Кроме того, один из магазинов подарил Апхазава электровелосипед, а проживающие в США грузинские эмигранты сообщили педагогу, что решили подарить ему машину.

Что будет, если не платить штраф

В неправительственном секторе лиц, получивших квитанции о штрафе, призывают обжаловать эти решения. Однако среди тех, кто был оштрафован, немало людей, отказывающихся пополнять бюджет правительства «Грузинской мечты». Однако в Ассоциации молодых юристов предупреждают: штраф может быть взыскан путем конфискации или продажи имущества гражданина на аукционе.

«Например, если продадут автомобиль стоимостью 6 000 лари из-за штрафа в 5 000 лари, то 5 000 останутся у государства, а 1 000 достанется владельцу», — говорит юрист Шорена Лоладзе.

Также, по ее словам, есть вероятность наложения ареста на квартиру или движимое имущество в квартире.

«Судебный пристав решает, какая мера принудительного взыскания является наиболее эффективной, принимая во внимание обстоятельства дела, размер штрафа и финансовое положение оштрафованного лица. Если у гражданина нет ни счета, ни недвижимости, судебный пристав может прийти в дом, где он прописан, и изъять вещи на сумму штрафа, например, телевизор, холодильник, мебель.

Если в этом доме проживает кто-то другой и утверждает, что эти вещи принадлежат ему, он должен обратиться в суд и доказать это».

«За все великие дела»: за что «благодарить» Бидзину Иванишвили в его день рождения