Заднее крыльцо для «Грузинской мечты»: в ЕС с евроскептиком Орбаном - SOVA
политика

Заднее крыльцо для «Грузинской мечты»: в ЕС с евроскептиком Орбаном

479546886 1171784767638486 5895534913889216615 n политика featured, Uрузия-Венгрия, Виктор Орбан, Грузинская мечта
Пока круг внешнеполитических партнеров Грузии стремительно сужается, «Грузинская мечта» пытается сохранить видимость тесных связей с Евросоюзом. Пусть и через заднее крыльцо. Для партии олигарха Бидзины Иванишвили Венгрия остается своеобразным «окном в Европу»: страной, которая, в отличие от остальных, не спешит критиковать внутреннюю и внешнюю политику Тбилиси. Более того, поддерживает антизападную риторику «Мечты».

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Uрузия-Венгрия, Виктор Орбан, Грузинская мечта

Венгрия остается едва ли не единственным государством ЕС, чьи лидеры не просто поддерживают «Грузинскую мечту», но и ретранслируют ее ключевые нарративы – включая концепцию «Партии глобальной войны» и критику Брюсселя как главного источника давления.

24 марта стало известно о визите министра иностранных дел Грузии Маки Бочоришвили в Будапешт. С начала 2024 года это уже второй визит представителей правящей партии в венгерскую столицу, не считая встречи премьер-министров двух стран на саммите в Дубае.

На этот раз говорить с главными евроскептиками Европы предстояло министру иностранных дел – в Будапеште Бочоришвили встретилась со своим коллегой Петером Сийярто, а также поучаствовала в качестве спикера на «Конференции послов» и выступила в Венгерской дипломатической академии.

«Грузия – самый наглядный пример двойных стандартов, применяемых Европейским союзом: у страны патриотическое, консервативное и миролюбивое правительство, и именно поэтому Брюссель старается урезать их всеми возможными способами», — заявил Сийярто после встречи с Бочоришвили.

Аналогичные месседжи ранее озвучивал и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. После визита спикера парламента Грузии Шалвы Папуашвили в Будапешт он опубликовал резкое заявление: «Пора бюрократам в Брюсселе и сети Сороса прекратить нападки на грузинское правительство».

Разворот на Восток: к чему приведет экономическая стратегия «Грузинской мечты»

Самым ярким жестом поддержки со стороны Орбана стал его визит в Тбилиси сразу после парламентских выборов-2024. Сначала он направил поздравления правящей «Грузинской мечте» с победой в 20:10 часов 26 октября – т. е. через 10 минут после закрытия избирательных участков, не дождавшись предварительных итогов ЦИК. А затем, спустя два дня, даже прилетел в Тбилиси, чтобы продемонстрировать свою поддержку.

«Да, думаю, Венгрия, очевидно, стала одним из самых заметных сторонников Грузии – точнее, действующего грузинского правительства. Венгрия очень скоро выразила поддержку грузинским властям после выборов, в то время как на уровне ЕС эти выборы вызвали довольно жесткие споры и критику», — отмечает Петер Креко, венгерский эксперт, директор центра Political Capital.

Помимо того, что Виктор Орбан назвал спорные выборы октября 2024 года свободными и демократичными, он открыто хвалил Грузию за то, что она «не превратилась в еще одну Украину» и сделала правильный выбор в пользу мира. Так венгерский премьер закрепил образ Тбилиси как жертвы брюссельского давления, а себя – как его адвоката и защитника на Западе.

Впрочем, по словам бывшего министра Грузии по вопросам примирения Пааты Закареишвили, союз Тбилиси и Будапешта – не более чем ситуативная политическая игра, не основанная на стратегических интересах.

«Это не ценностные связи с Грузией, это не институциональные связи, это просто как подобрал по дороге мусор… Мусор для Венгрии – это Грузия, которая в конкретном контексте может стать союзником, а когда Россия сделает замечание, то Венгрия сразу выбросит этот мусор на помойку».

Закареишвили также отметил, что союз с Будапештом не приблизит Тбилиси к ЕС, а скорее, наоборот, навредит: «Дружить с Венгрией – это никак не гарантия вступления Грузии в Европейский союз. Венгрия становится как будто спасательным кругом для Грузии, но на самом деле это груз, который утащит на дно».

Рикард Йозвиак: полтора года отбросили Грузию далеко в прошлое

Петер Креко, однако, считает иначе: союз между государствами действительно есть, но на уровне «Грузинской мечты» и Виктора Орбана, а не двух стран.

«Для Орбана это не просто краткосрочный тактический союз – возможно, это что-то более глубокое. Но при этом Венгрия традиционно не выстраивает классические двусторонние отношения между государствами, а предпочитает партизанскую дипломатию: от партии к партии, от личности к личности.

Так что это скорее альянс между конкретными политиками – между действующим грузинским премьером и Виктором Орбаном, между партиями «Грузинская мечта» и «Фидес». Это отношения не между странами, а между политическими элитами и партиями», — отмечает Креко.

С риторикой, схожей с орбановской, выступает еще один европейский евроскептик – премьер-министр Словакии Роберт Фицо. В январе 2025 года он выразил солидарность с грузинским руководством, заявив, что ЕС несправедливо обращается с Грузией, как и с другими «традиционалистскими» правительствами. Его заявление о том, что «настоящие союзники – это те, кто говорит с тобой на равных, а не те, кто учит тебя жить», было воспринято в Тбилиси как жест поддержки.

По мнению Петера Креко, все эти страны объединяются в своего рода альянс критиков Брюсселя:

«Наверное, правительство Словакии Роберта Фицо – это ближайший союзник Венгрии по риторике: будь то вопросы иностранных агентов, неправительственных организаций, прав человека, Украины, России… Венгрия все активнее ищет союзников за пределами Евросоюза. И Грузия, наряду с Северной Македонией, Ватиканом и США, – одна из стран, которые, по мнению Будапешта, принадлежат к этому лагерю «миролюбивых» стран».

Креко обращает внимание на противоречивость позиции Орбана: венгерский лидер нередко предлагает помощь в евроинтеграции тем странам, с которыми ведет экономическое сотрудничество – например, Сербии или Азербайджану. Однако в случае с Грузией ситуация иная: несмотря на то, что правящая «Мечта» фактически отдаляет страну от ЕС, Орбан продолжает оказывать ей поддержку. При этом, как отмечает эксперт, в переговорах с внешними партнерами премьер Венгрии нередко позиционируя себя как представителя ЕС. Зато внутри страны его политическое выступление строится на образе Евросоюза как внешнего врага.

Западные СМИ нередко называют Виктора Орбана «следующим диктатором Европы» и «маленьким европейским Путиным». Оппоненты считают, что он проводит политику, выгодную Кремлю. А самые ярые критики уверены: венгерский премьер действует под его диктовку. В Венгрии, как отмечает Петер Креко, укрепление отношений Орбана с Москвой – один из самых острых вопросов:

«Что касается отношений с Россией – здесь оппозиция говорит, что, прикрываясь лозунгами о суверенитете, Орбан стал своего рода гражданским союзником Владимира Путина. Пророссийский сдвиг венгерского правительства в основном находит отклик у правого электората, но не у оппозиционного.

Однако, поскольку Орбан находится у власти уже 15 лет, он фактически единолично определяет внешнюю политику Венгрии. И он чувствует, что ему больше не нужно оправдываться за свою пророссийскую позицию. Он считает, что «лагерь мира» набирает силу в мире – ведь и США, и Грузия якобы переходят на его сторону. Так что сегодня Венгрия демонстрирует все менее сдержанную пророссийскую позицию, а выбор между Россией и Западом становится ключевой линией политического раскола внутри страны».

Изоляция «Мечты»: о редких зарубежных визитах грузинских властей