Эпоха размытых ориентировЭпоха размытых ориентиров

От демократии к расправе: грузинский путь

9 октября 2012 года вся Грузия наблюдала за нестандартной для Южного Кавказа процедурой передачи власти от одной политической партии, потерпевшей поражение на выборах, другой. Весь цивилизованный мир, западные партнёры и, главное, мы сами гордились: впервые в истории грузинской демократии смена власти произошла мирным путём. Как партия “Грузинская мечта” и её основатель Бидзина Иванишвили постепенно отходили от идеи, оглашённой во дворце президента 13 лет назад, — в новом эпизоде “Эпохи размытых ориентиров”.

9 октября 2012 года — дворец в Авлабари, где третий президент проводил важные встречи и принимал высоких гостей. Это здание стало символом правления Михаила Саакашвили. Собственно, по этой причине, если кто не помнит, дворец имел особую роль в политической агитации “Грузинской мечты” в 2012 году. Вокруг него строили теории заговора и рассказывали небылицы в жёлтой прессе. Тем не менее, решительно настроенный продемонстрировать свою конструктивность Иванишвили со всей своей командой приезжает к Саакашвили в Авлабари. Здесь мрачные мужчины в костюмах пожимают друг другу руки, а лидеры делают заявления.

Бидзина Иванишвили, основатель партии “Грузинская мечта”:
Наша сегодняшняя встреча была продолжением той здоровой политики, которую я и моя политическая команда внесли в политическое пространство Грузии. То, что удалось мне и моей команде, и мы создали прецедент смены власти в Грузии впервые демократическим путём, – это обязательно будет упоминаться в истории Грузии. То, что нам удалось достойно отвечать на всяческое недостойное поведение со стороны наших оппонентов в течение всего года, – именно это является и причиной нашей сегодняшней встречи и продолжением этого. Мы с нашими оппонентами, как мы заявляли ранее и заявляем сегодня, поступим не так, как они заслуживают, а так, как заслуживает наша страна, наш грузинский народ, наше население, наша культура. Вот в этом и состояла причина нашей сегодняшней встречи.

Каждое слово в этом заявлении — на вес золота. Особенно спустя 13 лет они слышатся совсем иначе. Придя к власти, Иванишвили обещает внедрить новую здравую политику — в противовес своему главному визави Саакашвили, который также невежливо обращался с оппонентами. Вот что он говорит: “Мы с нашими оппонентами, как мы заявляли ранее и заявляем сегодня, поступим не так, как они заслуживают, а так, как заслуживает наша страна, наш грузинский народ, наше население, наша культура”.

На этом фрагменте цитаты Иванишвили можно было бы и завершить наш эпизод, но как отказаться от столь увлекательного путешествия в прошлое, где мы были столь наивны и беспечны?

В Грузии настала эпоха коабитации — сожительства президента и премьер-министра, принадлежащих к разным политическим партиям. Продлилась она менее года — до президентских выборов. Незадолго до дня голосования Саакашвили отправился в свой последний официальный визит в ранге президента Грузии. Его возвращение домой и последующий арест — отдельная глава новейшей истории этой страны.

Первый, кого Иванишвили заключил под стражу, — Бачо Ахалая. Соратника Михаила Саакашвили приблизили к свободе – Мир – Коммерсантъ Одиозному силовику при Саакашвили хватило смелости вернуться в Грузию 6 ноября 2012 года, чтобы сесть в тюрьму на 7 с половиной лет. 

К 2013 году, когда Иванишвили, судя по всему, исчерпал все ресурсы переговоров и не сумел перетянуть в свою команду бывшего министра внутренних дел и генерального секретаря ЕНД, Вано Мерабишвили арестовали.

Вместе с ним также был задержан Зураб Чиаберашвили — бывший губернатор Кахети, экс-министр здравоохранения и бывший мэр Тбилиси.

Дальше — больше. На скамье подсудимых в разные годы по разным причинам оказывались ряд лидеров или бывших министров “Единого национального движения”: бывшие министры обороны, мэр Тбилиси, другие высокопоставленные чиновники и активисты.

Но главный политический арест произошёл 1 октября 2021 года, когда после возвращения из восьмилетнего изгнания был задержан Михаил Саакашвили. В этот период против него велись четыре уголовных дела (за злоупотребление властью, превышение полномочий, хищение средств), по результатам которых он получил отдельные сроки.

Ранее, в феврале 2021 года, Нику Мелия, председателя ЕНД, арестовали после штурма офиса партии полицией.

29 апреля прошлого года, после нескольких лет вне поля общественного зрения, Иванишвили вернулся с программным выступлением, в котором сначала объединил весь оппозиционный в единый спектр предателей и пообещал всех запретить, вновь апеллируя к интересам грузинского народа. 

Бидзина Иванишвили:
После выборов у нас будет возможность вынести коллективному «Национальному движению» суровый политический и юридический приговор, которого оно заслуживает за 9 лет кровавого правления и 12 лет «уничтожающего шпионажа». После выборов «Национальное движение» будет строго отвечать за все преступления, совершенные им против грузинского государства и грузинского народа за два десятилетия!

Иванишвили сказал — Иванишвили сделал. Мамука Хазарадзе, Бадри Джапаридзе, Георгий Вашадзе, Ника Мелия, Ника Гварамия, Зураб Джапаридзе, Ираклий Окруашвили, Гиви Таргамадзе — сегодня в Грузии 8 оппозиционных лидеров за решёткой.  

Демократия в Грузии, которой Иванишвили когда-то обещал удивить Европу, это когда оппозиционные лидеры сидят не в депутатских креслах, а на скамьях подсудимых. Когда вместо приглашения на политические дебаты критикам власти устраивают засады «титушки». Когда даже внутри правящей партии вопросы решаются, в лучшем случае, кулаками и по понятиям. Чего стоят слухи об избиении экс-премьера Ираклия Гарибашвили и даже подозрения, что бывший глава Аджарии Торнике Рижвадзе не пытался совершить суицид, а получил огнестрельное ранение от кого-то из своих. Как сказал один из грузинских экспертов, сегодня в стране устанавливается скорее не авторитарная, а криминальная система. 

Политическая культура вернулась к показателю поздних 90-х: аресты, разборки, откаты, незаконное ношение оружия. 

Всё, что мы наблюдаем сегодня в грузинской политической жизни, если верить заявлению Бидзины Иванишвили от 2012 года, — исключительно то, чего “заслуживает наша страна, наш грузинский народ, наше население, наша культура”.

Пишите в комментариях, что вы думаете о подобной формулировке.



Марта Ардашелия

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Эпоха размытых ориентиров