- Автор фото, Reuters
- Автор, Шаимаа Халил, Келли Нг
- Место работы,
В течение трех лет у этой партии было всего одно из 248 мест в верхней палате парламента Японии. «Сансэйто» считалась маргинальной — но в это воскресенье оказалась одной из победительниц выборов, получив рекордные для себя 14 мест в парламенте.
Это адаптированный перевод материала корреспондентов Би-би-си. Оригинал на английском языке можно почитать здесь.
Партия «Сансэйто» («Партия участия в политике») была создана в 2020 году во время пандемии Covid-19 и обрела популярность благодаря видеороликам на YouTube, в которых распространялись разные конспирологические теории о вреде вакцинации. В последнее время идеология партии строилась на националистической повестке «японцы прежде всего», предостерегая от «тихого вторжения иностранцев».
Рост популярности «Сансэйто» отражает растущее в японском обществе недовольство по поводу иммиграции и чрезмерного, по мнению местных жителей, потока туристов. С этими проблемами пыталось справиться и правительство, создав новый профильный комитет всего за несколько дней до выборов.
Что означает политика «Японцы прежде всего»?
Ролики «Сансэйто» на YouTube против вакцинации и ношения масок привлекли внимание консерваторов сразу после основания партии, в 2020 году. В 2022-м партия получила свое первое место в верхней палате парламента. Этому предшествовала кампания, в которой «Сансэйто» позиционировала себя как «антиглобалистская» партия. Ее сторонники на митингах говорили о мире, где глобалисты и финансовые институты вступили в сговор и вместе управляют беззащитными гражданами.
В ходе своей последней избирательной кампании партия раздавала популистские обещания, например, снизить налоги и увеличить детские пособия. Однако в первую очередь она известна своей антимигрантской политикой «японцы прежде всего». Лидер партии Сохэй Камия говорил, что он вдохновлялся «смелым политическим стилем» президента США Дональда Трампа. Риторика «Сансэйто» нашла в интернете отклик у молодых консерваторов, и часть избирателей, традиционно поддерживающих Либерально-демократическую правящую партию (ЛДП), перешли к правым.
Результаты выборов, прошедших в минувшие выходные, показывают недовольство избирателей лидером либералов, премьер-министром Сигэру Исибой. Япония сейчас переживает экономический спад, стоимость жизни растет, и все это на фоне сложных торговых переговоров с США.
Джеффри Холл, преподаватель японистики в Университете международных исследований Канда, говорит, что поддержка более правых партий отбирает консервативных избирателей у ЛДП.
«Премьера-министра Исибу многие сторонники бывшего премьера [Синдзо] Абэ считают недостаточно консервативным, — говорит он. — Они считают, что ему недостает националистических взглядов на историю и что он недостаточно жестко настроен против Китая, в отличие от Абэ».
Избиратели голосуют за «Сансэйто» и другие оппозиционные партии, чтобы «выплеснуть недовольство и показать ЛДП, что она заплатит за отход от консервативных идеалов, которых раньше придерживалась», поясняет Ринтаро Нисимура, сотрудник японского отдела консалтинговой компании The Asia Group. Он приводит в пример законопроект об увеличении информированности об ЛГБТ, принятый при предыдущем премьер-министре Фумио Кисиде.
«Успех [оппозиционных партий] на этих выборах показывает, что избиратели устали от политического статуса-кво», — говорит он.
Это проявилось и в результатах другой небольшой оппозиционной партии — правоцентристской «Демократической партии за народ», которая получила 16 мест вместо прежних пяти.
Однако, несмотря на успех, числа депутатских мандатов у «Сансэйто» по-прежнему недостаточно для того, чтобы партия могла вносить бюджетные законопроекты в верхнюю палату. А в более влиятельной нижней палате у нее всего три места.
При этом правящая ЛДП утратила большинство в обеих палатах парламента.
Кто такой Сохэй Камия?
47-летний политик и бывший резервист Сил самообороны раньше был членом правящей ЛДП. Во время всеобщих выборов 2012 года тогдашний лидер партии Синдзо Абэ лично вел кампанию в его поддержку — правда, Камия все равно проиграл. Камия основал «Сансэйто» в марте 2020 года и стал единственным кандидатом от партии, избранным в верхнюю палату в 2022 году.
Он открыто признает, что на него как политика повлиял Дональд Трамп. Камия ругает политическую и финансовую элиту и, как и Трамп, во время предвыборной кампании привлекал к себе внимание своими «часто провокационными и спорными высказываниями», говорит Нисимура.
На митинге в Кагосиме Камия заявил, что из-за глобализма транснациональные корпорации меняют политику Японии в своих интересах. «Если мы не будем сопротивляться иностранному давлению, Япония станет колонией!» — заявил он.
«Его заявления активно распространялись в соцсетях в рамках хорошо скоординированной кампании», — отмечает Нисимура.
Автор фото, Yusuke Harada/NurPhoto via Getty Images
После слов о том, что политика гендерного равенства — это ошибка, поскольку она поощряет женщин работать и мешает им рожать больше детей, политика раскритиковали. На вопрос о популярности партии среди мужчин Камия ответил, что это, возможно, связано с тем, что он «темпераментный» и что такое поведение больше нравится мужчинам. Тем не менее, экзит-полы показали, что гендерный дисбаланс в его аудитории не был таким уж большим и поддержка была достаточно равномерной среди работающих мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет. Перекос в сторону мужчин был, но не слишком заметный, добавляет Нисимура.
После выборов в воскресенье Камия пообещал получить «от 50 до 60 мест» на будущих выборах, чтобы политика партии «наконец-то стала реальностью». В интервью телеканалу Nippon TV он попытался смягчить свои предыдущие высказывания и сказал, что его националистическая политика не означает «полный запрет иностранцев».
Почему так много недовольства иммиграцией?
Число иностранных жителей Японии достигло рекордных 3,8 млн к концу 2024 года. Это на 10,5% больше, чем годом ранее — хотя иностранцы по-прежнему составляют лишь 3% населения страны.
Исторического максимума в прошлом году достигло и количество туристов: Национальная организация туризма насчитала 36,9 млн человек.
«Сансэйто» воспользовалась растущей тревожностью и обвинила правящую ЛДП в том, что из-за ее политики в стране стало больше иностранцев.
Антимиграционная риторика часто возникает в странах со слабеющей экономикой, отмечает Джеффри Холл. «Непристойное поведение и плохие манеры некоторых туристов» в Японии только усилили недовольство, создавая впечатление «серьезной проблемы с иностранцами», поясняет он.
«[«Сансэйто»] использовала это недовольство и, возможно, необоснованное ощущение, что количество иммигрантов слишком быстро растет», — говорит Холл.
Японцы традиционно сдержанно относились к мигрантам, но население страны стареет, и в последние годы правительство смягчило иммиграционные законы, чтобы компенсировать нехватку рабочей силы. Некоторые японцы недовольны и обвиняют иностранцев в росте преступности, инфляции и других проблемах.
В минувший вторник, менее чем за неделю до выборов, власти создали новый комитет, цель которого — успокоить граждан и сформировать «общество сосуществования с иностранцами в гармонии и порядке».
Но мера, похоже, запоздала, и рост популярности «Сансэйто» может быть сигналом, что политический ландшафт Японии меняется.
«Многие годы считалось, что в Японии нет популистского правого крыла, — говорит Холл. — Но, думаю, эти выборы доказали, что такая возможность есть, и, скорее всего, это надолго».
Однако, по мнению Нисимуры, популистским партиям откровенно трудно прочно закрепиться в японской политике из-за «непостоянства» избирателей.
«Если избиратели видят, что партия, которую они поддержали, не оправдывает их ожиданий, они возвращаются к проверенным вариантам или переходят к новым альтернативам», — говорит он.