Протест, штурм, зачистка: что надо знать о неслучившейся «революции» в Тбилиси - SOVA
политика

Протест, штурм, зачистка: что надо знать о неслучившейся «революции» в Тбилиси

4 октября, в день муниципальных выборов в Грузии, на Площади Свободы в Тбилиси было объявлено о «мирном свержении режима». Организаторы масштабной акции протеста заявили, что отныне власть принадлежит народу, и пообещали правительству ряд «сюрпризов». Революции, однако, не случилось, лидеры движения оказались под арестом, а правящая «Грузинская мечта» дала понять: задержанные – агентура Запада. И в этом партию охотно поддержала политическая элита России.  

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинская мечта, Муртаз Зоделава, Паата Бурчуладзе

Изначально заявленная цель акции, на которой было объявлено о формировании Национального собрания, – «мирное свержение власти». Крупнейшие оппозиционные силы объединились вокруг этого лозунга, однако подготовка шла в условиях полной секретности. А также жестких репрессий: в преддверии выборов многие лидеры оппозиции, поддержавшие инициативу, были арестованы.

В результате роль главного публичного лица и рупора акции занял оставшийся на свободе оперный певец Паата Бурчуладзе. За день до митинга он открыто призывал граждан «взять власть в свои руки» – в соответствии с Конституцией – и обещал прямо на площади объявить состав «временного технического правительства», которое должно немедленно назначить новые парламентские выборы.

4 октября перед небольшой сценой на Площади Свободы собрались десятки тысяч граждан. Паата Бурчуладзе в своем обращении объявил о формировании Национального собрания и зачитал его Декларацию, провозглашающую немедленное прекращение полномочий действующей власти. По его словам, народ возвращает себе власть от «узурпатора» для восстановления демократии и евроинтеграции, и с этого момента МВД должно подчиняться народу, а не Бидзине Иванишвили.

Кульминация наступила, когда Бурчуладзе перешел от деклараций к прямым требованиям: он огласил список «главных злодеев» режима, которых необходимо немедленно задержать, включая премьер-министра Ираклия Кобахидзе и почетного председателя «Грузинской мечты» Бидзину Иванишвили.

2025 10 06 20.51.54 политика featured, Грузинская мечта, Муртаз Зоделава, Паата Бурчуладзе

Фото: SOVA

Сразу после этого на сцену вышел член «Единого национального движения» Муртаз Зоделава. Уже он дал конкретный приказ к действию, призвав «мужскую силу» протеста направиться к президентскому дворцу Орбелиани.

«Конец пустым разговорам на акциях, конец шатаниям, конец рабству Бидзины! Всех мужчин прошу двинуться, женщины, вы должны остаться здесь, не расходимся! Тбилиси, Грузия, выходите! Мужская сила. Мы соберемся за садом Бараташвили и заберем ключи от дворца президента», — заявил Зоделава.

Сразу после этого толпа двинулась к резиденции на улице Атонели. Буквально за считанные минуты демонстранты повалили часть металлического забора и предприняли попытку прорыва во внутренний двор. Сопротивление толпе оказал небольшой отряд сил безопасности, находившийся в резиденции. До прибытия подкрепления он пытался сдержать напор протестующих, используя перцовый спрей.

После того, как акция, по заявлению МВД, «вышла за рамки закона», спецназ перешел к массированному использованию водометов и слезоточивого газа для разгона протестующих. Со стороны «Сухого моста» началось оттеснение протестующих от дворца. В ответ протестующие стали бросать в полицейских подручные предметы и части брусчатки.

После часа сопротивления силовики оттеснили толпу от дворца, однако полностью подавить протест не удалось. В трех местах продолжали гореть баррикады, собранные из ресторанных веранд и уличных конструкций.

В это время большая часть протестующих продолжала оставаться на проспекте Руставели у здания парламента. Многие участники акции ждали указаний от ее организаторов. Те, в свою очередь, обещали, что штурмом президентской резиденции дело не ограничится. Муртаз Зоделава пообещал новые «сюрпризы» для «Грузинской мечты», заявив, что Бидзине Иванишвили не удастся скрыться от народа.

Последствия 4 октября

Новых «сюрпризов» от оппозиции, однако, не последовало. Вскоре после попытки штурма дворца Орбелиани все ключевые лидеры протеста были арестованы. Паате Бурчуладзе, Муртазу Зоделава, Ираклию Надирадзе, Паате Манджгаладзе и Лаше Беридзе были предъявлены уголовные обвинения в призывах к насильственной смене конституционного строя и организации массовых беспорядков, что грозит девятью годами тюрьмы.

Премьер-министр Ираклий Кобахидзе подытожил события, заявив, что «пятая попытка устроить «Майдан» провалилась», а участвовавших в ближайшие дни ждет «сюрприз».

Министр внутренних дел Гела Геладзе прямо заявил, что число задержанных может увеличиться. По его словам, проводятся оперативно-следственные действия, и после установления личностей всех участников они будут привлечены к ответственности:

Отдельно Служба государственной безопасности заявила об обнаружении крупного схрона с огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами – в том числе дистанционного детонатора – якобы спрятанного в лесу недалеко от Тбилиси. По версии спецслужб, эта партия была приобретена по указанию «представителя грузинской воинской части, действующей на территории Украины», и предназначалась «для проведения диверсий параллельно с попыткой захвата президентского дворца».

Попытка штурма резиденции президента и разгон спецназа: события в Тбилиси 4 октября

Настроения в оппозиции

Перед арестом лидеры оппозиции сделали эмоциональные заявления. Муртаз Зоделава взял на себя полную вину за произошедшее, добавив, что ни о чем не жалеет:

«Возможно, мы были менее креативны, менее организованы… но я ни на кого не перекладываю свою ответственность, это был мой личный бунт, я ни о чем не жалею».

А буквально за пару минут до задержания Зоделава произнес слова, которые многим показались объяснением провала «революции». Обращаясь к тем, кто «продолжает борьбу», политик заявил: «Не общайтесь с людьми, у которых ресурсы».

Больше деталей раскрыл сын Пааты Бурчуладзе Лексо, прямо заявив, что, вероятно, при реализации плана оппозиции имело место предательство. Лексо Бурчуладзе заявил, что, входя в президентский дворец, его отец не рассчитывал на столкновение:

«Мы, наверное, поняли, что возможно предательство, когда нас уже вызвали на Атонели. Я немного опоздал, приехал сравнительно поздно, и когда увидел кадры произошедшего, то понял: что-то не так, как было прописано в плане».

Протестующих, по словам Лексо, должны были встретить «открытые двери», однако этого не произошло – все обернулось хаосом и насилием. О том, с кем именно была достигнута договоренность и в чем заключались ее детали, сын Пааты Бурчуладзе не пояснил, лишь отметив, что «вопросов стало больше, чем ответов».

«Ловушкой режима» произошедшее назвала пятый президент Грузии Саломе Зурабишвили. Она назвала штурм дворца Орбелиани «провокацией», подчеркнув, что протест должен оставаться исключительно мирным:

«Никто из стоящих здесь не верит в провокации, а то, что там сейчас происходит – это чистая провокация. По чьему сценарию она спланирована, я не знаю, но это попытка разогнать тех, кто противостоит режиму, т. е. мирный протест».

Отмежевались от действий организаторов акции и другие оппозиционные силы: лидеры партий «Лело» и «Гахария – За Грузию» призвали сторонников не вступать в столкновения с полицией, а в партии «Федералисты», поддерживавшей акцию, назвали 4 октября «днем национального фарса».

Трактовка «Грузинской мечты»

В первые часы после столкновений лидеры правящей партии возложили ответственность за происходящее некие силы за рубежом. В заявлениях представителей «Грузинской мечты» западные дипломаты, особенно посол ЕС, были названы «главными кураторами» происходящего – теми, кто якобы направлял и подогревал протест.

Премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил, что за попыткой дестабилизации стоит «Глубинное государство» (Deep State), которое годами стремится заменить «Национальное движение» другими проектами, но каждый раз терпит поражение. По его словам, партия готова «окончательно нейтрализовать антигосударственную силу», а также «все связанные с ней структуры – иностранных агентов, экстремистские организации и медийные площадки».

Поддержал теорию о внешних кураторах и президент Михаил Кавелашвили, отдельно выделив непоследовательность Пааты Бурчуладзе:

«Я очень удивлен, кто завербовал этого артиста, с какой сознательностью он действовал. Они верили, что смогут свергнуть власть чудом? Во что они вообще верили?».

В свою очередь спикер парламента Шалва Папуашвили заявил, что 4 октября Грузия «избежала «майданизации», кровопролития, хаоса и возвращения в темное прошлое».

«Мы спаслись не потому, что какой-то экстремист или его иностранный инструктор опомнился. Мы спаслись потому, что правоохранители защитили свою страну. <…> Внутренние и внешние силы, которые годами пытаются дестабилизировать Грузию, попытались предпринять решающую атаку против грузинского народа и были жестоко разбиты».

Папуашвили также добавил, что 4 октября «мы видели управляемых из-за рубежа людей», которые были готовы «свергнуть легитимно избранную власть, а вместе с ней – погубить будущее Грузии».

2025 10 06 20.52.09 политика featured, Грузинская мечта, Муртаз Зоделава, Паата Бурчуладзе

Фото: SOVA

Нарративы «Мечты», озвученные в Москве

Российские политические лидеры и прокремлевские эксперты полностью разделяют позицию членов «Грузинской мечты». В Москве события в Тбилиси считают заранее спланированным «глобалистами» сценарием.

Член Совета Федерации Алексей Пушков, как и представители «Мечты», раскритиковал западных дипломатов, заявив, что те считают своей главной задачей организацию «Оранжевой революции», если власти стран, где они работают, «не следуют указаниям Запада».

Депутат Госдумы Константин Затулин также заявил, что протесты в Грузии на фоне выборов – это очередная попытка дестабилизации общества внутри «постсоветской страны». При этом он озвучил нарратив партии Бидзины Иванишвили о том, что некие внешние силы заставляют Тбилиси открыть второй фронт против РФ:

«Нет никаких сомнений, что выборы в Грузии – это очередное противостояние между теми, кто реалистично рассматривает положение Грузии, и теми, кто совершенно безоглядно действует под патронажем ЕС и стремится включить Грузию во фронт борьбы против России».

Философ и пропагандист Александр Дугин высказался в том же ключе, заявив, что «те, кто бушует на улицах, хотят уничтожить эту Грузию, хотят взорвать традиционные ценности, хотят немедленно заставить Грузию воевать с Россией».

По мнению Дугина, протест отражает «агонию глобалистов», пытающихся устроить максимум провокаций вокруг России до смены администрации в США: «Хотят поставить Трампа в очень невыгодные условия… Поэтому отчаянно стараются свергнуть те режимы, которые занимают умеренную позицию с опорой на суверенитет».

Дугин добавил, что Грузия – единственная страна Южного Кавказа, где ситуация для России складывается относительно благоприятно, и именно поэтому страна становится «целью внешнего давления». Он призвал к «оперативным действиям против врагов», чтобы предотвратить возможные потери для Москвы.

Поддержал риторику о внешнем вмешательстве председатель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Похвалив «Грузинскую мечту» за правильную политику, он выразил уверенность, что Запад пытается протащить «украинский сценарий» в Тбилиси:

«Майданные методички» коллективного Запада не устаревают. Но руководство Грузии не раз доказывало, что умеет действовать решительно в национальных интересах».

2025 10 06 20.52.39 политика featured, Грузинская мечта, Муртаз Зоделава, Паата Бурчуладзе

Фото: SOVA