2014 swap psa signing jpg img 3840 medium новости OC Media, Евросоюз-Россия, российский газ

Выход ЕС из зависимости от российского газа, как ожидается, усилит проекты BP в Азербайджане.

Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.

План ЕС по поэтапному отказу от импорта природного газа из России к 2028 году, по всей видимости, будет способствовать реализации энергетических проектов BP в Азербайджане, который уже поставляет газ в Европу и стремится расширить свой экспорт.

В октябре министры энергетики почти всех государств-членов ЕС поддержали проект регламента о прекращении импорта трубопроводного и сжиженного природного газа (СПГ) из России. Предложение предусматривает запрет на новые контракты с Россией с января 2026 года, прекращение краткосрочных сделок к июню того же года и аннулирование долгосрочных соглашений к январю 2028-го.

Если Европейский парламент одобрит этот документ, он станет стимулом для азербайджанских газовых проектов, большинство из которых реализуются британским энергетическим гигантом BP.

С момента начала полномасштабной войны России против Украины в 2022 году ЕС значительно сократил закупки российского газа, однако некоторые страны, включая Венгрию и Словакию, продолжают импорт по трубопроводам. Другие государства, такие как Франция, Испания и Нидерланды, всё ещё приобретают российский СПГ. Тем не менее общая тенденция остаётся нисходящей: в 2024 году Россия обеспечивала около 13% газовых потребностей ЕС, тогда как в 2021 году эта доля составляла 45%.

В рамках стратегии по снижению зависимости от российского газа Европейская комиссия подписала меморандум о взаимопонимании с Баку в июле 2022 года, предусматривающий удвоение импорта азербайджанского газа до 20 млрд кубометров в год к 2027 году. Тогда председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, прибывшая в Баку лично для наблюдения за подписанием документа, назвала Азербайджан «надёжным партнёром».

«Король моря»

Шах-Дениз, что на азербайджанском означает «Король моря», является крупнейшим газовым месторождением страны с оценочными запасами в 1 трлн кубометров. BP принадлежит 29,99% проекта наряду с государственной нефтегазовой компанией Азербайджана SOCAR, венгерской MOL, российским «Лукойлом» и иранской Nico.

С декабря 2020 года газ Шах-Дениз поставляется в Европу, главным образом в Италию, через систему трубопроводов Южного газового коридора (ЮГК) протяжённостью 3 500 км, которая проходит через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию. Покупателями азербайджанского газа также являются Греция, Болгария, Венгрия, Румыния и Словения; поставки осуществляются и в соседние Грузию и Турцию.

В 2024 году экспорт газа в Европу вырос до 12,9 млрд кубометров по сравнению с 8,1 млрд в 2021 году, а в этом году ожидается увеличение до 13,5 млрд кубометров.

Чтобы выполнить взятые обязательства, BP и её партнёры начали изучать возможности на действующих и новых участках в Каспийском море. В июне 2025 года консорциум под руководством BP одобрил инвестиции в размере 2,9 млрд долларов для строительства новой оффшорной компрессорной платформы на Шах-Дениз, которая позволит добыть дополнительные 50 млрд кубометров газа за срок эксплуатации проекта.

BP также возглавляет проект ACG Deep Gas, направленный на освоение газовых запасов под существующим нефтяным блоком Азери–Чираг–Гюнешли (ACG) в Каспийском море. Начало добычи на ACG Deep Gas ожидается в начале следующего года.

Совместно с Шах-Денизом и другими морскими проектами ежегодный экспорт газа из Азербайджана, как ожидается, вырастет на 8 млрд кубометров в течение ближайших пяти лет.

«Азербайджан готов значительно увеличить добычу газа, но пока неясно, куда пойдут дополнительные объёмы», — заявил в разговоре с OC Media бакинский энергетический аналитик Ильхам Шабан.

По словам Шабана, хотя ЕС стремится получить больше азербайджанского газа, он проявляет осторожность в заключении долгосрочных контрактов и финансовой поддержке расширения трубопроводов, что ограничивает рост поставок. В связи с этим Азербайджан начал заключать прямые соглашения с отдельными покупателями.

Например, немецкая Uniper AG недавно подписала крупное соглашение об импорте не менее 1,5 млрд кубометров газа в год из Азербайджана в течение следующего десятилетия.

По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, хотя Баку рассматривает и другие рынки — в июле государственная нефтегазовая компания SOCAR начала поставлять 1,2 млрд кубометров газа в год в Сирию через Турцию, с возможностью увеличения объёмов при росте спроса – Европа остаётся приоритетным направлением.

«Наше главное направление поставок природного газа – Европа», — сказал Алиев в недавнем интервью Al Arabiya. Он подчеркнул, что Азербайджан сейчас поставляет газ в 10 европейских стран, восемь из которых являются членами ЕС, и выразил уверенность, что роль его страны в энергетической безопасности Европы будет только расти.

При этом, несмотря на рост добычи газа, добыча нефти в Азербайджане снижается уже более десяти лет. Блок ACG, обеспечивающий большую часть нефтедобычи страны, произвёл около 59 млн баррелей в первой половине 2025 года – 327 000 баррелей в сутки, что ниже 61 млн баррелей годом ранее.

Тем не менее темпы падения добычи замедляются: BP помогает стабилизировать производство благодаря платформе Azeri Central East (ACE) стоимостью 6 млрд долларов — седьмой на месторождении, которая начала добычу в апреле 2024 года и обеспечила около 25 000 баррелей в сутки в первой половине года. Ожидается, что ACE добавит до 100 000 баррелей в сутки и 300 млн баррелей за срок эксплуатации.

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => новости