На этой неделе стало известно, что ЕС в 2026 году выделит 30 млн евро на поддержку белорусского гражданского общества. Общая сумма помощи составит 200 млн евро с 2020 года. Пограничный конфликт с Литвой не завершен и выходит на новый уровень: официальный Минск требует его разрешения на уровне МИД стран, Вильнюс согласен только на технические переговоры. Количество метеозондов с контрабандными сигаретами опять растет, Литва объявила режим чрезвычайной ситуации.
Помощь политзаключенным
Еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос заявила на заседании Европарламента, что на поддержку белорусского гражданского общества ЕС в 2026 году выделяет 30 млн евро. Таким образом, общая помощь с момента «украденных выборов» в 2020-м составит 200 млн евро.
Кос рассказала, что с 2020-го года в основе поддержки, которую ЕС оказывает народу Беларуси, остается помощь политзаключенным и жертвам репрессий. Юридическую и медицинскую помощь получили 7,5 тыс. человек, ЕС выплачивал 3,5 тыс. стипендий для белорусских студентов в европейских вузах и поддержал «тысячи бизнесов в изгнании».
Кроме того, ЕС поддерживает эмигрировавшие редакции белорусских СМИ, правозащитные проекты, работу аналитиков и экспертов.
В офисе лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской уточнили, что «демократические силы» в распределении денег участвовать не будут. Их выделят через европейские программы по Беларуси и конкурсы для некоммерческих организаций.
В беседе с изданием «Зеркало» 8 декабря Марта Кос исключила, что ЕС будет реализовывать любые совместные программы с действующей белорусской властью — все они остановлены в 2020 году.
По ее словам, ЕС не пойдет по пути США, которые смягчают политику в адрес Александра Лукашенко в обмен на освобождение политзаключенных.
«Конечно, зависит от членов [ЕС], но на данный момент не было никаких изменений со стороны режима Лукашенко, и я не вижу возможности снять какие-либо санкции», — сказала она.
Конфликт с Литвой из-за метеозондов пошел на второй круг
Перемирие в конфликте между Литвой и Беларусью продолжалось всего неделю. 19 ноября Литва открыла свою границу в ответ на снижение количества метеозондов с контрабандными сигаретами, летящими с территории Беларуси. Уже 25 ноября литовские власти констатировали, что метеозонды вновь летят — не только в Литву, но и в Латвию.
3 и 4 декабря в темное время суток аэропорт Вильнюса несколько раз приостанавливал работу, пять рейсов были вынуждены уйти на посадку в запасном аэропорте в Каунасе, еще пять отменены, а 17 — задержаны.
Финская авиакомпания Finnair отменила вечерний рейс в Вильнюс до конца февраля 2026 года.
9 декабря Литва объявила режим чрезвычайной ситуации. Этот режим позволяет привлечь к решению проблемы не только полицию, но и армию.
При этом в Беларуси остаются литовские фуры, которые Минск заблокировал на своей территории в ответ на закрытие границы Литвой.
Сначала речь шла более чем о тысяче транспортных средств, сейчас литовский Таможенный комитет говорит, что их 185, перевозчики настаивают, что в Беларуси осталось около 500 фур и прицепов. 10 декабря вечером в Вильнюсе они пикетировали парламент страны с требованием добиться освобождения грузового транспорта и возместить им убытки, понесенные после закрытия границы.
В день объявления Литвой режима ЧС Александр Лукашенко провел заседание совета безопасности и там заявил, что требует от Литвы переговоров. «А если хотите нормальных отношений — садитесь за стол переговоров и обсуждайте эти проблемы. Мы к этому готовы. Других вариантов нет», — цитирует его государственное агентство «Белта».
Власти Литвы с ноября говорят, что считают навязывание переговоров на дипломатическом уровне провокацией. Глава МИД страны Кястутис Будрис заявлял, что переговоры на дипломатическом уровне невозможны — Беларусь будет использовать их для того, чтобы выбраться из международной изоляции.
Власти Литвы требуют ужесточения санкций против Минска и не исключают возможности запретить автобусное сообщение между странами.















