Еврокомиссия (ЕК) опубликовала 8 отчет о механизме приостановления безвизовых поездок, в котором говорится, что в конце концов, Грузия может полностью потерять свой безвизовый статус.
ЕК заявляет, что, принимая во внимание «систематический и целенаправленный характер» отката демократии в Грузии, она рассматривает возможность приостановления безвизового режима в рамках новых правил, которые вступят в силу 30 декабря 2025 года.
Заключается, что «Грузия столкнулась со значительным отступлением от ключевых требований к управлению и верховенству закона, которые являются основой для предоставления безвизового режима».
Европейская комиссия приходит к выводу, что Грузия столкнулась «со значительным отступлением от ключевых требований к управлению и верховенству закона, которые являются основой для предоставления безвизового режима».
В документе говорится, что страна также столкнулась с трудностями в области соблюдения визового режима и борьбы с коррупцией.
«Эта ситуация является ярким примером отступления от обязательств, взятых в ходе процесса либерализации визового режима, и подрывает взаимное доверие, на котором основан безвизовый режим», — говорится в отчете.
ЕК отмечает, что «принимая во внимание систематический и преднамеренный характер этого отката», Еврокомиссия рассматривает соответствующие меры в рамках обновленного механизма приостановления безвизового режима.
В соответствии с новыми правилами, приостановление безвизового режима:
- на первом этапе может затронуть владельцев дипломатических, служебных и официальных паспортов, выданных правительством Грузии, которые в основном несут ответственность за бездействие в выполнении рекомендаций Европейской комиссии;
- на втором этапе приостановление [безвизового режима] может быть распространено на все население, если проблемы не будут решены правительством Грузии;
- и в конечном итоге Грузия может полностью потерять свой безвизовый статус и перейти на приложение I к визовому регламенту (список третьих стран для получения обязательных виз).
«В настоящее время Грузия поддерживает 26 соглашений о безвизовом режиме со странами, на которые распространяются визовые требования ЕС, и с 2022 года не предпринимала никаких шагов по дальнейшему согласованию. Напротив, в 2024 году Грузия пошла на попятную, предоставив безвизовый въезд гражданам Китая.
Грузия также продолжает проводить визовую политику, которая существенно отличается от законодательства ЕС, в частности, разрешая въезд гражданам 17 стран, которым требуется виза как в ЕС, так и в Грузии, исключительно на основании визы или вида на жительство, выданного одной из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (страны Персидского залива)», — читаем в документе.
В докладе ЕК говорится, что 14 июля 2025 году руководству Грузии было направлено официальное письмо в связи с требованиями о либерализации визового режима, о продлении срока действия и механизме приостановления безвизовых поездок, о чем говорится в 7-м отчете. От властей Грузии была потребована подробная информация по их осуществлению.
Но, как подчеркивается, Еврокомиссия не увидела какой-либо существенный прогресс в выполнении рекомендаций.
В большинстве случаев корректирующие меры приняты не были, в то время как в некоторых других ситуация ухудшилась еще больше.
В отчете отмечается, что обеспокоенность Еврокомиссии связана с несколькими законодательными актами, принятыми в Грузии, в частности:
- законом «О прозрачности иностранного влияния» (об иноагентах — ред.);
- законом «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних» (анти-ЛГБТ-закон — ред.);
- законом «О регистрации иностранных агентов» и поправками к закону «О грантах»;
- законом о политической деятельности — «О собраниях и манифестациях»;
- кодекс «Об административных правонарушениях».
По мнению Европейской комиссии, эти законы и поправки ограничивают основные права и свободы и противоречат европейским и другим международным обязательствам Грузии.
Вместо того, чтобы внести изменения, говорится в докладе ЕК, правительство Грузии начало открыто защищать эти меры, продвигая национальный суверенитет и игнорируя обязательства, взятые в ходе диалога по либерализации визового режима.
Что написано в 8-м отчете ЕК
Соблюдение визовой политики: подчеркивается, что, несмотря на рекомендации, содержащиеся в отчетах «Механизм приостановления визовой либерализации», Грузия не добилась прогресса в приведении своей визовой политики в соответствие с законодательством ЕС в период с 2021 по 2024 год.
Тот факт, что подписание соглашения о безвизовом режиме с Китаем в апреле 2024 года еще больше увеличило разницу между визовыми режимами Грузии и Европейского Союза.
Мониторинг тенденций нелегальной миграции, ходатайств о международной защите, возвращении и реадмиссии: в связи с этим в докладе говорится, что количество просьб о предоставлении международного убежища гражданами Грузии в странах-членах ЕС снизилось на 40% по сравнению с 2023 годом, но остается на высоком уровне — было подано 14 530 заявлений (в 2023 году — 24 350).
Случаи незаконного пересечения границы гражданами Грузии минимальны — в 2023 году 10 случаев, в 2024 году — 29. Однако число граждан Грузии, нелегально проживающих в странах ЕС, велико — 20 200 человек. 4 460 грузинам было отказано во въезде на территорию Союза.
Сотрудничество в области миграции, управления границами и реадмиссии: в связи с этим вопросом в отчете ЕК говорится, что действия грузинского правительства угрожают европейскому пути Грузии — большинство форм сотрудничества ЕС с МВД Грузии и органами безопасности были приостановлены из-за действий грузинских властей.
Сотрудничество с Frontex остается активным, но продление этого соглашения в будущем не планируется.
Согласно отчету, уровень нелегальной миграции граждан Грузии в ЕС высок, особенно с целью получения медицинской помощи и убежища. Об этом свидетельствует увеличение числа случаев отказа во въезде в 2024 году.
Среди новых угроз безопасности — значительный приток граждан Индии и Пакистана в Грузию, что усилило миграционное давление и риск незаконного перемещения мигрантов.
В апреле 2024 года были приняты поправки к законодательству, которые ввели уголовную ответственность за незаконное перемещение мигрантов. Подчеркивается, что в июне 2025 года были приняты законодательные поправки, согласно которым мелкое хулиганство или неповиновение сотруднику полиции со стороны иностранных граждан могут стать основанием для выдворения и запрета на въезд. Комиссия пишет, что контекст этих изменений вызвал обеспокоенность у правозащитников, поскольку аналогичные нормы используются против протестующих.
Сотрудничество в области безопасности: на протяжении всего 2024 года Грузия поддерживала активное сотрудничество с Европолом, в том числе в плане защиты секретной информации, и добилась прогресса в борьбе с отмыванием денег (MONEYVAL), хотя по-прежнему необходимо полностью соблюдать рекомендации FATF (Financial Action Task Force, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
В докладе упоминается об изъятии из использования небиометрических паспортов и неэлектронных удостоверений личности в целях повышения безопасности документов.
В документе ЕК серьезным вызовом воспринимается российское влияние, которое связано с поселением в Грузии до 160 000 российских граждан, увеличением количества прямых авиарейсов и использованием аэропортов в качестве транзитного хаба.
ЕС обеспокоен упрощенным получением гражданства Грузии россиянами в Грузии — считается, что это приводит к увеличению рисков для безопасности. Кроме того, выявлены и системные недостатки — возможность у граждан Грузии часто менять имена и фамилии, что может стать для отдельных лиц средством обойти ограничения для попадания в страны ЕС.
Борьба с коррупцией: отмечено, что рекомендации ЕС требовали от Грузии создания специализированных служб по возврату активов и управлению ими, а также принятия новой антикоррупционной стратегии, в которой особое внимание уделялось бы расследованию дел о коррупции на высоком уровне.
По данным Еврокомиссии, хотя некоторые функции совместно выполняют прокуратура и Национальное агентство по имуществу, ЕС считает, что единой и эффективной институциональной базы по-прежнему не существует.
Кроме того, запуск новой стратегии был отложен только до 2026 года, что означает, что на данном этапе у страны нет комплексного видения борьбы с коррупцией.
ЕК считает, что ситуация еще больше осложняется из-за положения вокруг Антикоррупционного бюро. Несмотря на критику со стороны Евросоюза и Венецианской комиссии, гарантии независимости и политического нейтралитета Бюро не были обеспечены.
Упразднение Антикоррупционного бюро и передача его функций Государственному аудиту оцениваются в ЕК как неудача.
Фундаментальные права: в ЕК считают, что принятые в 2024 году законы «О прозрачности иностранного влияния» и «О семейных ценностях» вызвали резкое ухудшение отношений между ЕС и Грузией, поскольку эти законы были признаны несовместимыми с основными правами человека в ЕС: законодательные изменения нанесли удар по демократическим правам человека, из-за чего Совет Европы объявил о приостановлении процесса вступления страны в ЕС.
Согласно документу, приостановление властями Грузии интеграции в ЕС до 2028 года привело к восстановлению визовых требований для владельцев дипломатических и служебных паспортов Грузии со стороны 19 стран ЕС и Норвегии.
Комиссия отмечает, что грузинские власти не только не учли рекомендации ЕС об отмене спорных законов, но, напротив, на законодательном уровне еще больше ограничили критическое мнение, свободу СМИ и деятельность гражданского сектора.
В документе подчеркивается, что незаконное и чрезмерное применение силы сотрудниками правоохранительных органов, включая пытки и жестокое обращение, наблюдалось во время масштабных протестов, которые начались после приостановки выборов 2024 года и процесса присоединения.
ЕС также подчеркивает, что, хотя никто из полицейских, причастных к насилию, не был наказан, протестующие и лидеры оппозиции подвергаются несоразмерным наказаниям, что свидетельствует о политической инструментализации системы правосудия.
Согласно отчету, системная обратная реакция наблюдается и в других направлениях, в частности, в связи с поправками, внесенными в апреле 2025 года, которые исключили термины «гендер» и «гендерная идентичность» из законодательных текстов. Этот шаг оценивается как значительный отход от международных стандартов и принципов равенства ЕС.
ЕК также заявляет, что страна не продемонстрировала прогресса в плане сближения законодательства о защите персональных данных, что еще больше усиливает опасения по поводу защиты прав человека и состояния демократических институтов в Грузии.















