Спецдокладчик ООН по положению правозащитников Мэри Лоулор комментирует национальный доклад Грузии, представленный в рамках 51-й сессии Универсального периодического обзора Совета ООН по правам человека в Женеве.
My mandate led or joined 8 communications to @GeorgiaGeneva since its last UPR review in 2021, none of which received a response. I also travelled to #Georgia on an official country visit in Oct-Nov 2023, & presented my report to the @UN_HRC in March 2024. (1/12)
🧵⬇️ #UPR51 pic.twitter.com/2UAPzFxbvK— Mary Lawlor UN Special Rapporteur HRDs (@MaryLawlorhrds) January 26, 2026
Лоулор пишет, что правозащитники в Грузии становятся жертвами запугивания, угроз и физических нападений. Она отметила, что в рамках своего мандата она руководила или участвовала в подготовке 8 отчетов по Грузии — с момента последнего обзора Универсального периодического обзора в 2021 году, и ни на одно из них Мэри Лоулор не получила ответа.
«Я также совершила официальный визит в Грузию в октябре-ноябре 2023 года и представил свой доклад в марте 2024 года. В ходе моего визита я задокументировала серьезное сокращение пространства для осуществления права на защиту прав человека в Грузии, сопровождающееся правительственными репрессиями против гражданского общества, критически настроенных журналистов и независимых правозащитников«, — пишет представитель ООН в сети Х.
Также спецдокладчик Организации Объединенных Наций отмечает, что за заявлением премьера Грузии о приостановлении усилий официального Тбилиси по вступлению в ЕС в ноябре 2024 года последовали проевропейские акции протеста, которые сопровождались широкомасштабными нарушениями прав человека и сообщениями пыток после задержаний.
«Начиная с 2023 года правозащитники, выступающие против закона «О прозрачности иностранного влияния», сталкиваются с запугиванием, угрозами и физическими нападениями за свои высказывания. Закон, вступивший в силу в мае 2025 года, обязывает НПО и СМИ, получающие более 20% иностранного финансирования, регистрироваться как организации, представляющие «иностранные интересы», и ежегодно представлять подробную финансовую отчетность.
После того, как премьер-министр Грузии объявил в ноябре 2024 года о приостановке усилий по вступлению в ЕС, массовые протесты были встречены предполагаемыми широко распространенными нарушениями прав человека, чрезмерным применением силы и сообщениями о пытках в местах заключения.
В период с декабря 2024 года по февраль 2025 года грузинский парламент в спешке провел законодательные реформы, затрагивающие собрания, административные правонарушения и уголовное право, которые серьезно ограничивают возможности людей защищать права человека.
Гражданское общество также стало объектом внимания в соответствии с новыми законами, включая закон «О регистрации иностранных агентов» (FARA) и закон «О грантах», который запрещает НПО получать или продлевать гранты без одобрения правительства.
Наряду с этими законами, правозащитники в Грузии сталкивались с клеветническими кампаниями и сфабрикованными уголовными делами, в том числе за «саботаж» (дело о саботаже — ред.). Защитники прав ЛГБТИК+ особенно подвергаются преследованиям, в том числе в рамках так называемого «закона о пропаганде ЛГБТ»», — пишет представитель ООН.
Мэри Лоулор пишет, что Грузии следует:
- отменить Закон о регистрации иностранных агентов и недавние поправки к Закону «О грантах»;
- отменить недавние изменения в Кодексе об административных правонарушениях, Законе о собраниях и демонстрациях и Уголовном кодексе;
- отменить закон «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних»;
- провести проверку работы Бюро по борьбе с коррупцией и обеспечить независимый судебный пересмотр решений о замораживании банковских счетов правозащитных НПО;
- работать над реализацией рекомендаций, содержащихся в ее отчете о визите в Грузию;
- полностью гарантировать право на мирные собрания и воздерживаться от чрезмерного применения силы против протестующих;
- прекратить клеветническую кампанию против правозащитных организаций, правозащитников и юристов, в том числе со стороны высокопоставленных политиков и контролируемых правительством СМИ.















