Следственные органы в среду вечером пришли с обысками к нескольким оппозиционерам, которые получили отказ в регистрации на выборах в Мосгордуму и начали выходить на регулярные акции протеста. В четверг оппозиционеров вызвали на допрос. Русская служба Би-би-си рассказывает, что об этом известно.
«Ночью вывозят из квартиры и везут на допрос — я давненько не припомню, чтобы так прямо действовали в такой ситуации», — говорил утром журналистам директор Фонда борьбы с коррупцией, независимый кандидат в московский городской парламент Иван Жданов.
Помимо Жданова особое внимание властных органов целые сутки испытывал на себе целый ряд оппозиционных кандидатов, получивших отказ в регистрации на сентябрьских выборах и ставших лидерами протеста: юрист ФБК Любовь Соболь, экс-депутат Думы Дмитрий Гудков и его соратник Александр Соловьев, активистки борьбы за права москвичей Елена Русакова и Юлия Галямина, муниципальные депутаты Константин Янкаускас и Николай Баландин, член партии «Яблоко» Кирилл Гончаров.
Их квартиры обыскивали среди ночи, их допрашивали в Следственном комитете, Мосгоризбирком отказывал им в апелляции, а затем отправленные прокуратурой представители зачитывали им персональные предостережения о том, чтобы они воздержались от «незаконных действий» в день запланированной акции 27 июля.
Комментаторы в соцсетях назвали эти 24 часа «ночью длинных ножей» московской оппозиции.
Не был вызван в Следственный комитет лишь глава Красносельского района Москвы Илья Яшин, которого тоже отказались допустить на выборы в Мосгордуму.
Ночные обыски
Следователи начали рейды с квартиры Дмитрия Гудкова около 22 часов в среду. У экс-депутата забрали четыре компьютера, включая тот, где хранятся семейные фотографии и видеофильмы, а также телефон («главное орудие оппозиционера», прокомментировал Гудков).
Спустя 50 минут силовики пришли к директору ФБК Ивану Жданову. «Главным условием для меня было, чтобы обыск не проходил в помещениях, где находится моя несовершеннолетняя дочка — два года ей. Они пошли на эту уступку. Все остальное как обычно. Искали понятно [что] — технику, документы, телефон», — рассказал впоследствии Жданов «Медузе». Он был немедленно увезен на допрос в Главное следственное управление, где оставался до утра.
Российский уголовно-процессуальный кодекс не разрешает проводить следственные действия ночью, если в них нет экстренной необходимости.
Ночному вторжению подверглись жилища как минимум четверых кандидатов. Любови Соболь следователь позвонил по телефону в полночь и сообщил, что утром ей принесут вызов на допрос. С утра полиция посетила квартиры еще нескольких оппозиционеров и их родителей.
Допросы и повестки
Допросы в следственном комитете были проведены в рамках уголовного дела о воспрепятствовании работе избирательной комиссии. Дело было заведено за несколько часов до первого обыска.
- Кто выдвигается в Мосгордуму? Полный гид по кандидатам
- Что не так с браком в подписях на выборах в Мосгордуму и можно ли их собрать честно?
Дмитрия Гудкова в четверг допросили два раза. Утром, по его собственному свидетельству, он рассказал «товарищу следователю», как несправедливо устроена избирательная система и как незаконно забраковали его подписи, но отвечать на другие вопросы отказался. Вечером он был вызван на изучение изъятой у него компьютерной техники; ему ожидаемо отказали в просьбе вернуть ее.
Большая часть попавших в «следственную машину» кандидатов в МГД по совету юристов воспользовались правом не свидетельствовать против себя, данным 51-й статьей конституции.
Все вызванные в четверг в СК проходят по уголовному делу как свидетели, однако им выданы повестки на повторные допросы. Дмитрию Гудкову следователь Азат Рысмухамедов пообещал, что его ждет «сюрприз».
Среди следователей, ведущих уголовное дело, двое — по особо важным делам. Дмитрием Гудковым в этот день занимались аж два разных следователя: утренний допрос проводил Азат Рысмухамедов, вечерний — следователь по фамилии Кадыров. Допрос Жданова производил капитан юстиции Дмитрий Смадич.
«Награда за лучший вопрос от следователя достается вопросу: когда и почему вы решили выдвинуться кандидатом в Московскую городскую думу? Очень важный вопрос. Даже не стесняются, а прямо связывают эти ночные обыски и допросы с тем, что мы кандидаты», — написал в «Фейбсуке» Жданов.
Всех кандидатов следователи пытались расспросить о деталях их выдвижения в МГД и финансирования предвыборных кампаний.
Президентский СПЧ: «Это произвол»
Если накануне, в среду, глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов отменил запланированную встречу с незарегистрированными кандидатами в МГД по причине отсутствия свободной комнаты в здании, то в четверг после обысков и допросов встреча оппозиционеров с комиссией СПЧ по выборам уже ничего не помешало.
Двое членов СПЧ назвали действия силовиков произволом. Политолог и член СПЧ Екатерина Шульман не сделала заявлений для прессы, но с утра разместила в своем «Фейсбуке» памятку, что делать гражданину в случае обыска, допроса и ареста.
На встрече Илья Яшин назвал безумием тот факт, что давлению СК подвергаются люди, которые всего лишь претендуют на то, чтобы их фамилии были в избирательных бюллетенях на региональных городских выборах. Он считает скандал вокруг этих выборов в МГД крупнейшим политическим кризисом в Москве с 2012 года.
Мосгоризбирком: «Вы нам мешаете»
Между тем в течение дня Мосгоризбирком, не меняя своих планов, по очереди рассматривал апелляции кандидатов на недопуск к выборам. В здание МГИК приехала Любовь Соболь, продолжающая голодовку. Она попыталась вручить председателю МГИК Горбунову материалы, которые, по ее словам, «дают основание зарегистрировать ее кандидатом прямо сейчас»: заявления от граждан, чьи подписи были объявлены фальшивыми, и результаты независимой графологической экспертизы.
Горбунов заявил, что Соболь мешает заседанию, встал и вышел в другой зал, уведя за собой всю комиссию. Чуть позже протест Соболь был рассмотрен и комиссия проголосовала против того, чтобы она была зарегистрирована.
Юрист ФБК потребовала встречи с главой ЦИК Эллой Памфиловой (та через своего представителя ответила согласием).
К вечеру отказы в апелляции на недопуск к выборам получили также Дмитрий Гудков, Константин Янкаускас, Иван Жданов. Несколько кандидатов, такие, как Юлия Галямина, еще ожидают рассмотрения апелляции в ближайшие дни.
Вечером Любовь Соболь отказалась покинуть здание МГИК. Она продолжает голодовку уже 12-й день.
Будет ли жесткий разгон?
И сами оппозиционеры, и большинство обозревателей сходятся в том, что одним из мотивов жестких действий властей стало нежелание допустить массовой акции протеста в субботу.
На 27 июля намечена встреча кандидатов с гражданами возле здания МГИК. За призывы сделать эту акцию массовой Алексей Навальный в среду был арестован на 30 дней.
Слух о том, что якобы в Кремле принято решение применить самые жесткие меры против тех, кто выйдет на «несогласованную» акцию, активно обсуждается в масс-медиа и соцсетях.
Однако кандидаты заявляют о том, что имеют право на встречу с избирателями и этот формат не требует согласования с мэрией. Юлия Галямина заявила в интервью Би-би-си, что «запугивание» не возымеет действия и она в любом случае придет к Мосгоризбиркому.
СПЧ пообещал, что его представители придут на субботнюю акцию протеста и будут наблюдать за происходящим.