Европейский суд по правам человека постановил, что Россия нарушила права юриста британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, умершего в 2009 году СИЗО «Матросская тишина». Согласно решению ЕСПЧ, Россия должна выплатить заявителям 34 тысячи евро.
Первая жалоба в ЕЕСПЧ была подана самим Магнитским за несколько месяцев до смерти, а затем разбирательство продолжили его супруга и мать.
Страсбургский суд решил, что в отношении Магнитского были нарушены:
- статья 3 Европейской Конвенции по правам человека (запрещение пыток) в связи с условиями его содержания под стражей
- пункт 3 статьи 5 Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность)
- статья 3 Конвенции в связи с жестоким обращением со стороны тюремных надзирателей и отсутствием эффективного расследования в их отношении
- статья 2 Конвенции (право на жизнь) в связи с неспособностью властей защитить право Магнитского на жизнь и обеспечить эффективное расследование обстоятельств его смерти
- пункты 1 и 2 статьи 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство)
Одно требование заявителей — по статье 46 Конвенции (обязательная сила и исполнение постановлений) — суд отклонил.
Смерть Магнитского
Сергей Магнитский оказался в следственном изоляторе в 2008 году. Он был арестован по подозрению в том, что помогал уклоняться от уплаты налогов главе инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяму Браудеру. Магнитский же утверждал, что раскрыл махинации, которые позволяли высшим чинам МВД фиктивно возвращать из казны НДС и выводить средства из российского бюджета за границу. По его оценкам, таким образом могли быть похищены 5,4 млрд рублей.
В ноябре 2009 года Магнитский умер в СИЗО. Назначенная Следственным комитетом экспертиза пришла к выводу, что причиной смерти стало сочетание болезней, которые не были своевременно диагностированы, и неоказание медицинской помощи.
В то же время общественная комиссия под руководством правозащитника Валерия Борщева, а также Совет по правам человека при президенте России пришли к выводу, что причиной смерти юриста стали «пыточные» условия содержания и отказ в медицинской помощи.
В июле 2011 года Следственный комитет России предъявил обвинение по статье «халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека» заместителю начальника СИЗО «Бутырка» Дмитрию Кратову. Однако в декабре 2012 года он был оправдан.
Обвинение по статье «причинении смерти по неосторожности» также предъявлялось врачу-лаборанту СИЗО «Бутырка» Ларисе Литвиновой, однако в апреле 2012 года стало известно, что уголовное преследование прекращено за давностью лет.
В 2013 году умершего в СИЗО Магнитского признали виновным в уклонении от уплаты налогов, а дело о его смерти было закрыто.