Что произошло:
В результате ракетного удара по автоколонне в районе аэропорта Багдада погиб иранский генерал Кассем Сулеймани. Приказ об атаке отдал президент США Дональд Трамп.
Сумеймани считался влиятельнее действующего президента с прямым доступом к верховному религиозному лидеру Ирана. В Иране объявлен трехдневный траур. Официальный Тегеран пообещал отомстить Вашингтону.
Что это значит для Грузии:
Иран – одна из крупных государств региона, которое граничит с Арменией, Азербайджаном и Турцией. По мнению грузинских политологов, военного противостояния между США и Ираном ожидать не стоит. Тем не менее, по их мнению, официальному Тбилиси необходимо держать руку на пульсе соседа и стратегического партнера – Ирана и США.
«Напряженность на руку России, так как ситуация вокруг Ирана способствует росту цен на нефть. Вы помните, как в первую декаду 21 века напряженность в Ираке и ядерная политика Тегерана способствовали скачку цен. В результате, валютные резервы России перевалили за 600 миллиардов долларов», — заявил политолог Ника Читадзе.
Читадзе уверен, что военная эскалация позволит России продолжить свою политику на постсоветском пространстве. Политолог считает, что Москва воспользуется тем, что Западу будет не до этих стран.
«Грузия должна сохранить нейтралитет. Нужно воздержаться от любых заявлений, будь то проамериканских или проиранских», — говорит Читадзе.
Региону не грозит гуманитарная катастрофа, уверен политолог Тенгиз Пхаладзе.
«Можно ожидать не широкомасштабного конфликта, а ответных точечных действий. Америка не стремиться к конфликту, она максимально старается уменьшить численность собственного военного присутствия по всему миру. Поэтому я не ожидаю гуманитарной катастрофы и потока беженцев», — говорит бывший советник президента Грузии Тенгиз Пхаладзе.
Тем не менее Пхаладзе считает, что Тбилиси должен внимательно следить за развитием событий в соседнем Иране и за действиями стратегического партнера – США.