На фоне сообщений о возможном визите в Тбилиси главы МИД России Сергея Лаврова в Грузии обсуждают, что за этим может последовать. В мае 2020 года в Тбилиси должен пройти министериал Совета Европы. Поскольку Грузия стала-председателем Комитета министров СЕ, именно она должна принимать мероприятие. А среди глав МИД государств-членов организации может оказаться и министр иностранных дел России Сергей Лавров.
«Если он [Лавров] приедет, в Грузии его встретит протест, связанный с оккупацией наших территорий; в Грузии его встретит очень принципиальная позиция властей по поводу необходимости выполнения Российской Федерацией взятых на себя обязательства; в Грузии его встретят конкретные оценки о нарушении прав наших граждан – были убийства, похищения и незаконные аресты… И в Грузии его встретят очень принципиальные политические заявления нашей правящей команды».
Арчил Талаквадзе, спикер парламента Грузии
«Грузинская мечты» в полной растерянности. Сергей Лавров должен приехать, поскольку он является министром иностранных дел страны-члена Совета Европы. А как сделать так, чтобы этого не произошло? Получается, правительство должно как-то передать, чтобы он не приезжал. А это вызовет еще большее напряжение в отношениях с Россией, чего Россия Грузии так просто не простит. Единственный выход – правительство должно избежать проведения министериала, поскольку трудно представить, чтобы визит Лаврова прошел спокойно».
Торнике Шарашенидзе, политолог
«У Грузии сейчас уникальная позиция: она – страна-председатель Комитета министров [Совета Европы]. После нашего присоединения [к Совету Европы] 20 лет назад это очень большая ответственность, а также возможность показать себя с лучшей стороны. Наша страна, как председатель Комитета министров Совета Европы, будет действовать в соответствии с Уставом [организации]».
Кетеван Цихелашвили, госминистр по делам примирения и гражданского равноправия
«Лавров нарушил закон «Об оккупированных территориях». Соответственно, ему не место в Грузии. Первое, что хотело сделать правительство «Грузинской мечты» после прихода к власти, это упразднить антиоккупационный закон. Так что это [возможный визит Лаврова] нас не удивляет. Но закон есть закон. Он действует и в отношении министра, и в отношении рядового гражданина».
Гиги Угулава, член оппозиционной «Европейской Грузии»
«Такие же вопросы часто звучат во время Генеральной ассамблеи ООН – приедет или нет руководство Кубы или Ирана, на фоне того, что конфронтация очень глубокая и США с Ираном практически на грани войны. Поднимают и вопрос о визите делегации КНДР, и она все же приезжает. Для нас это непростая ситуация. Поэтому как в Москве, так и в Тбилиси этот вопрос еще будет обсуждаться. Лично у меня неоднозначная позиция».
Гия Вольский, вице-спикер парламента Грузии
«Сложилась довольно деликатная ситуация. Я не думаю, что процессы будут развиваться по аналогии с визитом Гаврилова, поскольку контекст совершенно иной. Гаврилова пригласила правящая партия, а на этот раз речь идет о председательстве Грузии в Совете Европы. И страна должна выполнить свои обязательства. Не думаю, что грузинская оппозиция этого не понимает. <…> Я также не думаю, что правительство Грузии пойдет на то, чтобы не пустить российскую делегацию в страну. Да и российская делегация понимает, какая сложилась ситуация. И не стоит думать, что приедет непременно именно Лавров. Это может быть совершенно другой человек».
Корнелий Какачия, политолог