Ситуация на Ближнем Востоке вернулась к статусу-кво, считает Георгий Гогуадзе. СОВА поговорила с руководителем Центра стратегии и развития Грузии и в 422 словах расскажет, почему миру предвещали начало Третьей мировой войны.
С чего все началось:
Иран начал вести активные действия в регионе
- В январе 2019 года в Оманском заливе было совершено нападение на два нефтяных танкера Саудовской Аравии
- В июле 2019 года над Ормузским проливом был сбит американский беспилотник
Чем это было вызвано:
Иран выбрал наступательную политику, решив укрепить свои позиции на территории т. н. полумесяца — Ирак-Сирия-Ливан. Это произошло на фоне заявления администрации Дональда Трампа о планах постепенно покинуть регион.
Когда Иран перешел красные линии США:
Когда напал на американских военных и дипломатов.
«Вашингтон показал, что пересекать эту черту не должен ни один игрок в регионе»
Готов ли Иран к большой войне:
Иран сейчас не в лучшей форме. Страна стоит перед острыми социально-экономическими проблемами. До тысячи человек погибли в результате волны протестов внутри Ирана.
«Переварить большую конвенционную войну режим аятолл не в состоянии. Изначально была ясна стратегия Ирана: эскалация ради деэскалации»
Каким видит себя Иран:
- Иран намерен усилить и расширить свои позиции в соседнем Ираке, Сирии и Ливане — там, где сосредоточены основные шиитские силы
- Иран желает доминирования в Персидском заливе
- С Революции 1979 года Иран пытается ослабить влияние США и Израиля в регионе
Важно понимать:
Иран использует методы гибридной войны и чужими руками пытается достичь собственных целей в регионе. Для этих целей была создана «Хезболла» в Ливане. Позже было усилено влияние и в Ираке. С конца 90-х дирижером этих процессов был генерал Касем Сулейамни.
Что с Россией:
Невозможно утверждать, что действия Ирана инспирированы Россией. Но Москва вынесла бы из (даже гипотетической) конвенционной войны пользу для себя. Ввязывание главного противника — США — в конфликт устроило было Россию.
«Визит Путина в Сирию стал демонстрацией того, что помимо США и Ирана в регионе есть и другие влиятельные игроки. Для России опорой в регионе в прямом смысле является Сирия. Иран – союзник».
Что с Турцией:
Турция заняла роль наблюдателя. Не слышны политические обращения в адрес какой-либо из сторон. Тем не менее, Анкара завершила важную миссию по переброске военной силы в Ливию. Несмотря на согласие официальных властей, контроль над Ливией и базирование турецких войск на территории этой страны нельзя сбрасывать со счетов.
Как ведет себя Грузия:
Армения и Азербайджан, по сравнению с Грузией, сделали более проиранские заявления. Тбилиси выступил в поддержку Вашингтона.
«Грузия старается не шуметь на эту тему. Мы следим за развитием событий, но, естественно, мы на стороне своего стратегического партнера».
Для Грузии ничего не изменилось.
Что теперь:
Регион вернулся к статус-кво. Но кое-что прояснилось.
«Теперь все знают, где находятся красные линии, которые не нужно пересекать».
История давно не видела случаев, когда убивали государственного деятеля. Теперь мир перед большой дилеммой. Это как ящик Пандоры. Возможно, другие государства тоже решат действовать подобно США, апеллировать теми же аргументами – национальной безопасностью. Убийством Селуймани был создан прецедент.